13 Ноября 2018г, Вторник€ — 76.0926,  $ — 67.5238загрузить приложение Armtorg.News для Андроидзагрузить приложение Armtorg.News для iphone

АО «ПТПА». Интервью с В. Т. Лембергом, ведущим инженером-конструктором: 65 лет традиций качества и работы над новыми проектами в российском арматуростроении!

29 Сентября 2016

В рамках подготовки 5-го номера журнала "Вестник арматуростроителя" нам удалось побеседовать с Вадимом Тарасовичем Лембергом, человеком, который с самого первого дня работает на ПТПА - легендарном отечественном предприятии, которое в этом году отмечает свой 65-й юбилей.

Armtorg: Вадим Тарасович, уже 65 лет с момента основания вы работаете на «ПТПА», стояли у истоков предприятия, долгое время были главным конструктором завода. Расскажите, как начинался путь «ПТПА» – на тот момент Второго арматурного завода г. Пензы.

В.Л.: После войны в стране была очень большая потребность в арматуре. В то время в Пензе строилось много заводов – компрессорный, дизельный, химического машиностроения и другие, более мелкие. В том числе, был организован и Второй арматурный завод. В 1951 году я окончил техникум, и нас с одногруппниками отправили по направлению в Пензу. На тот момент завода еще не существовало, был только приказ о его создании, а на месте, где сейчас стоят цеха, было поле и колосилась рожь. Компрессорный завод начали строить раньше, и к тому времени уже был готов первый корпус. В этом корпусе нам выделили один пролет – вот так и начинался Второй арматурный.

На компрессорном заводе мы проработали до весны 1953 года. К этому времени была построена часть нового предприятия. С компрессорного завода шла узкоколейка, и мы переехали по ней вместе со всем оборудованием. Сначала еще на старом месте мы помогали Первому арматурному заводу обрабатывать детали. Потом постепенно освоили собственную продукцию и начали выпускать задвижки диаметром до 500 мм.
 

Чугунная задвижка диаметром 2000 ммArmtorg: С какой должности вы начали свой профессиональный путь на заводе?

В.Л.: Начинал я после техникума помощником мастера, потом был назначен мастером. Когда организовали технический отдел, я стал работать технологом. Тогда мы еще не конструировали арматуру – только оснастку, испытательные стенды и тому подобное оборудование. По-настоящему развиваться завод начал только тогда, когда здесь заработал цех стального литья. Чугунной арматуры тоже выпускали много, но эти заготовки получали со стороны. Например, с «Белинсксельмаша» – литье было отличное, отливали даже отверстия на фланцах, но диаметры заготовок были небольшие, до 250 мм.

Потом пришлось осваивать более крупную продукцию. Развивалась ракетная техника, и однажды нам поручили изготовить высокотемпературную арматуру с проходом 2000 мм. Так как наши литейщики еще не могли делать таких отливок, подключили «Уралмаш» – очень крупный завод, который, помимо прочего, занимался заказами для оборонной промышленности. Отливки корпусов и крышек делали там. Потом последовала другая арматура больших размеров – сварные и штампосварные задвижки диаметром до 1600 мм, чугунная арматура на воду DN 2000 мм, обратные затворы, различные клапаны.

Armtorg: А как сформировался ваш конструкторский отдел?

В.Л.: В свое время был такой порядок: когда численность коллектива становилась достаточно большой, можно было создавать собственную технологическую, конструкторскую и металлургическую службу. Я был конструктором-технологом в технической службе.

Однажды меня вызвал директор Александр Евгеньевич Щербаков (кстати, работать мы начинали вместе, он – после института, я – после техникума). Спросил, кем я хочу быть, главным технологом или главным конструктором. Пришлось выбирать. Так я и начал заниматься конструированием трубопроводной арматуры.

Первый шаровой кран в СССР, 1961 г.

Armtorg: Как началось освоение шаровых кранов на предприятии? Ведь есть даже негласный спор, кто был первым…

В.Л.: Первыми были мы. Вот фотография первого шарового крана, который прошел испытания. Он был изготовлен на нашем заводе в 1961 году. У крана был литой корпус и интересный привод – с поршнем в виде тора, без какого‑либо другого механизма. Для автономного закрытия в случае падения давления были предусмотрены резервные емкости. Но на тот момент руководство решило, что номенклатура у завода и так большая, и отказалось от идеи развивать шаровые краны.

Кстати, и шиберные задвижки мы тоже начали делать первыми в Советском Союзе. Опытный образец такой задвижки большого диаметра был изготовлен в 1968 году для второй нитки нефтепровода «Дружба». В то время сами потребители не были особо заинтересованы в получении отечественной продукции – им было интереснее работать с импортом, ездить в командировки. Но когда открыли тюменские месторождения и началась добыча нефти и газа, на партийном совете решили: зачем покупать импортное, если можно делать свое? Так было принято решение об освоении серийного выпуска шаровых кранов, и к производству арматуры подключили большое количество заводов: Днепропетровск, Петрозаводск, Дзержинск. Потом началось развитие атомной промышленности. Здесь нам тоже нашлась работа. Вот так и развивались.

Armtorg: А на какие образцы вы ориентировались, когда начинали конструкторскую деятельность? Неужели делали все с нуля?

В.Л.: Литературы тогда особо не было, но головы у нас соображали, и расчеты мы делали неплохо. По возможности изучали импортную арматуру, но в основном все приходилось делать своими силами.

Armtorg: Заводу «Пензтяжпромарматура» исполняется 65 лет. Что вы пожелаете коллегам, заводчанам накануне этой радостной даты?

В.Л.: Пусть наш завод растет и развивается, осваивает новую технику и движется вперед, поддерживая авторитет одного из ведущих предприятий арматуростроения.

                                

Узнать больше об АО "ПТПА" можно здесь

Опубликовано в журнале "Вестник арматуростроителя" №5 (33), 2016 г.


Метки Пензтяжпромарматура ПТПА Вестник Арматуростроителя Лемберг Вадим Тарасович

Смотрите также:
DVD Valves. Интервью с представителем компании Хайруллой Караахметоглы на форуме ЭКВАТЭК – 2018 DVD Valves. Интервью с представителем компании...
Здравствуйте, дорогие друзья! Турецкие арматуростроители интересны тем, что компании сохраняют традиции и совмещают с ними...
Юлия Дорохова. Эссе участниц второго этапа «Lady арматуростроения – 2018» Юлия Дорохова. Эссе участниц второго этапа «Lady...
Доброго дня, дорогие друзья и коллеги! Мы продолжаем публикацию увлекательных заданий участниц конкурса «Lady арматуростроения – 2018»...
Группа ЧТПЗ и ММК провели XXIII координационный совет Группа ЧТПЗ и ММК провели XXIII координационный...
На площадке Челябинского трубопрокатного завода состоялся XXIII координационный совет Группы ЧТПЗ и ММК по вопросам стратегического...
Последние добавления библиотеки(Предложить книгу)