Президент ОАО «АК «Транснефть» Н.П. Токарев - “Мы сработали лучше, чем в 2009”

17 Января 2011

13 января 2011 года, президент ОАО «АК «Транснефть» Н.П. Токарев встретился с представителями ряда СМИ. Свою встречу он начал поздравлением журналистов с Днем российской печати. Далее он ответил на ряд вопросов.

О итогах компании работы в 2010 году

Н. Токарев сообщил, что выручка ОАО «АК "Транснефть" по итогам работы в 2010 году увеличится примерно на 18% по сравнению с 2009 годом (выручка "Транснефти" в 2009 году по МСФО составила 351,051 млрд. рублей, чистая прибыль - 121,816 млрд. рублей). В этом году мы сработали лучше, чем в 2009", - сказал глава компании. По его словам, примерно на такой же уровень увеличится чистая прибыль компании за 2010 год, а также расходы. Он уточнил, что в прошлом году выросли расходы на реализацию программы капитального ремонта. Н.Токарев также напомнил, что в 2010 году были построены трубопроводы: Россия-Китай, 1150 км ВСТО-2, 300 км Пурпе-Самотлор. Всего за год "Транснефть" построила 3400 км линейной части. Н. Токарев сообщил, что прокачка нефти по системе "Транснефти" в 2010 году превысила 466 млн. тонн, в 2011 году ожидается увеличение этого показателя на 2 млн. тонн. При этом он отметил, что в прошедшем году российские производители увеличили загрузку системы на 10 млн тонн. "Транснефтепродукт" (дочерняя структура "Транснефти") в 2010 году прокачала 30 млн. тонн нефтепродуктов, в 2011 году также ожидается увеличение прокачки на 2 млн. тонн.

О источниках финансирования проектов

Президент компании сообщил, что "Транснефть" не планирует привлекать заемные средства для реализации проектов. "Сегодня необходимости в привлечении заемных средств нет. Все проекты обеспечены деньгами", - сказал он.
По его словам, в компании подготовлена программа на ближайшие два года по финансированию проектов. Н. Токарев напомнил, что инвестпрограмма компании на 2011 год утверждена в размере около 170 млрд. рублей (в 2010 году - 187 млрд. рублей).
"Мы выходим на финальную стадию ВСТО-2 и расширяем ВСТО-1 до 50 млн. тонн, строим БТС-2, терминал в Усть-Луге, нефтепровод "Пурпе-Самотлор" и "Заполярное-Пурпе", - сообщил он. На техническое перевооружение из этих средств будет направлено порядка 80 млрд. рублей.

О расширении ВСТО

Глава "Транснефти" сообщил, что компания сохраняет планы по расширению мощности ВСТО до 80 млн. тонн по мере роста добычи в регионе. При этом он подчеркнул, что мощность трубопровода будет увеличиваться только за счет роста добычи в регионе. "Снимать с европейских направлений никто не собирается", - сказал Н.Токарев, отметив, что для реализации проекта расширения требуется построить несколько новых нефтеперекачивающих станций. Н.Токарев сообщил, что только с Ванкорского месторождения в 2011 г в систему будет поставлено 14 млн. тонн нефти, в 2012 г - 18 млн. тонн, в 2014 г - 20-21 млн. тонн, а к 2017 г объем увеличится до 25 млн. тонн.

О поставках труб для компании

"Транснефть" в настоящее время практически полностью использует для строительства трубопроводов трубы российского производства, сказал Н.Токарев. Небольшую часть продукции для ремонтных работ компания покупает на Харцызском заводе (Украина). Ранее "Транснефть" из-за нехватки российских труб договорилась о поставках с китайскими, корейскими, германскими и украинскими производителями. При этом сообщалось, что китайские и корейские трубы даже с учетом пошлин обходятся дешевле, чем российские. "Мы пересмотрели сетевой график поставки, и за последние полтора месяца ситуация изменилась. Нам удалось ликвидировать отставание по поставкам труб, в настоящее время продукция поставляется по графику", - сказал Н.Токарев. Глава компании отметил также, что российские поставщики согласились учитывать ценовые условия зарубежных производителей. "Новые контракты будут скорректированы с учетом этой ситуации", - сказал он.

О тарифах

По словам Н.Токарева, весной 2011 года Федеральная служба по тарифам (ФСТ) и «Транснефть» возобновят переговоры о повышении тарифов на транспортировку нефти на 2-3%. "Мы пока отложили тему повышения тарифов, вернемся к ней в апреле-мае", - сказал он. Н. Токарев пояснил, что в это повышение планируется заложить расходы в связи с финансированием мероприятий по антитеррористической защите объектов трубопроводного транспорта и изменением грузопотоков, связанного с использованием станции Уяр в Красноярском крае. "Транснефть" договорилась с "Роснефтью" об использовании в этом году станции Уяр для перевалки 5 млн. тонн нефти. При этом глава компании подчеркнул, что это происходит в убыток "Транснефти", и со следующего года планируется прекратить использование терминала.

Н.Токарев также выразил мнение, что "вряд ли в 2011 году будет введен сетевой тариф в целом по системе". При этом "Транснефть" не исключает, что сетевой тариф на транспортировку нефти Западной Сибири может быть введен уже в этом году.

По словам Н.Токарева, данный шаг поддерживают Федеральная служба по тарифам (ФСТ) и нефтяники. "Пока предложено, и нас поддерживает ФСТ, и наверное, тем и закончится к концу года - мы введем сетевой тариф, наверное, в Западной Сибири и опробовать начнем оттуда", - сказал Токарев.

О выделении сортов нефти

Глава компании усомнился в том, что в этом году может быть выделена в отдельный сорт нефть, транспортируемая в Приморск (Ленинградская область). "По Приморску обеспечить качество по сере не более 1% сложно, так как объемы добычи малосернистой нефти сокращаются. В этом году сорт "Приморск" скорее всего не появится", - сказал он. В то же время Н. Токарев отметил, что с выводом на полную мощность Нижнекамского НПЗ, на котором планируется перерабатывать нефть из Татарии и Башкирии, объемы высокосернистой нефти в системе уменьшится. "Около 14 млн. тонн (сернистой нефти) будет изъято из системы "Транснефти". Это позволит решить проблемы с серой, но это 2015 год", - отметил глава "Транснефти". Одновременно он отметил успех нефти марки ВСТО на Азиатско-Тихоокеанском рынке. Однако для создания сорта можно будет говорить после увеличения поставок нефти свыше 30 млн.тонн в год.

О нефтеконтроле

Н. Токарев сообщил, что в течение года может быть завершена работа над системой "Нефтеконтроль". "В перспективе, мне кажется, что в течение года проблему создания системы "Нефтеконтроль" можно решить", - сказал он. Основными целями введения системы "Нефтеконтроль" является получение достоверной информации о производстве и перемещении нефти и нефтепродуктов на территории России, а также их экспорте. Кроме того, данная система позволит создать единый баланс производства и поставок нефти и нефтепродуктов. При этом система предполагает равнодоступность всех участников системы к информации. Единым оператором данной системы будет Минэнерго России.

О проекте «Заполярное-Пурпе»

"Транснефть" в течение двух лет внесет в СП по проекту нефтепровода "Заполярное-Пурпе" 15 млрд. рублей. В этой связи Н. Токарев сказал: "Мы завершили работы по формированию совместного предприятия с нефтяными компаниями. "Транснефть" внесет 15 млрд. рублей в течение двух лет, а дальше нефтяные компании выкупят допэмиссию", - сказал он. В дальнейшем уже "Транснефть" будет выкупать у нефтяных компаний их долю в СП. В итоге нефтепровод будет принадлежать "Транснефти". "Модель новая", - сказал он. "С администрацией ЯНАО согласована декларация о намерении, на финише подготовка меморандума. Мы уже внесли в уставный капитал 500 млн. рублей", - уточнил он. Строительство нефтепровода "Заполярное-Пурпе", которое планируется осуществлять в три этапа, оценивается в 120 млрд. рублей.

О возможности расширения трубопровода «Уса-Ухта»

Отвечая на вопрос о возможности создании инфраструктуры для транспортировки нефти с месторождений им. Требса и им. Титова, Н.П. Токарев пояснил, что «Транснефть» не ведет переговоры с "Башнефтью" по данному вопросу. "У нас много новых проектов. Наверное, мы не будем обсуждать с "Башнефтью" транспортировку нефти с месторождений Требса и Титова. Конкретики пока не было", - сказал глава «Транснефти». Как сообщалось, конкурсная комиссия по аукциону на месторождения им. Требса и им. Титова 2 декабря приняла решение передать их "Башнефти". Решение комиссии должно быть утверждено правительством РФ. Одним из условий конкурса на Требса-Титова было обеспечение переработки нефти этих месторождений на российских НПЗ. Поставка на НПЗ именно нефти с данных месторождений может потребовать расширения существующих нефтепроводных мощностей "Транснефти". В частности, в настоящее время ближайший магистральный нефтепровод Уса-Ухта работает на полную мощность и перекачивает 22 млн. тонн нефти в год, принять дополнительные объемы нефти с месторождений Требса-Титова он не сможет. По мнению "Транснефти", для прокачки нефти в южном направлении этой нефти потребуется строительство нового нефтепровода.

О реализации проекта «Юг»

Н.П.Токарев сказал, что проект постановления о строительстве нефтепродуктопровода Сызрань-Новороссийск может быть внесен в правительство в ближайшее время. Он напомнил, что первоначально мощность проекта предусматривалась в объеме 8,5 млн. тонн в год, однако затем было принято решение об увеличении почти до 18 млн. тонн. В Минэнерго находится откорректированный проект постановления правительства, и в ближайшее время он будет вноситься в правительство. "Все нефтекомпании подтвердили заинтересованность", - сказал он. По его словам, для финансирования проекта планируется создать совместное предприятие с нефтяными компаниями, аналогичное модели, которая применяется по проекту "Заполярное-Пурпе". Протяженность трассы проекта "Юг" составит 1,442 тыс. км. Трасса трубопровода пройдет через Сызрань, Саратов, Волгоград и Новороссийск. Конечным пунктом будет перекачивающая база Грушовая с обеспечением отгрузки на причалах Шесхарис в Новороссийске.

О работе с зарубежными партнерами

Относительно увеличения прокачки нефти по нефтепроводу Одесса-Броды в аверсном режиме, президент «Транснефти» пояснил, что это создаст угрозу остановки южной ветки "Дружбы". "Мы видим риски, связанные с аверсным использованием нефтепровода Одесса-Броды: при увеличении прокачки возникнет угроза остановки южной ветки "Дружбы", - сказал он. В настоящее время по этой ветке в Польшу, Словакию и Венгрию транспортируется 17 млн тонн нефти в год. "Проблема может быть реальная, но сегодня объемы (по Одесса-Броды) незначительные", - сказал Н.Токарев. Помимо этого, он сообщил, что после ввода в эксплуатацию в конце текущего года БТС-2 необходимость в использовании порта "Южный" для России практически исчезнет.

"Транснефть" планирует пересмотреть договор с Азербайджаном по транспортировке нефти по нефтепроводу Баку-Новороссийск, сообщил Н. Токарев. По его словам, азербайджанская сторона не выполняет обязательства по прокачке нефти. Так, в течение последних лет объем прокачки в 2 раза меньше необходимого (он составляет 2,5 млн. тонн в год вместо 5 млн. тонн). Убытки "Транснефти" на содержание этого участка оцениваются в $50 млн., уточнил он. "Мы хотим пересмотреть договор с Азербайджаном", - сказал Н.Токарев.
По его словам, азербайджанская сторона без инициативы отнеслась к этому предложению. Н.Токарев сообщил, что планы по загрузке этого нефтепровода, общая мощность которого составляет 7,5-8 млн. тонн, включают прокачку нефти из Казахстана, а также нефти "ЛУКОЙЛа" с Каспия. Он также сообщил, что у Туркмении был интерес к использованию этого маршрута. "Если объемы и мощности позволят, то будет брать из Туркмении", - сказал Н.Токарев.

По поводу перспектив реализации проекта трансбалканского нефтепровода Бургас-Александруполис Николай Токарев сообщил, что проект не заморожен, но практические работы по нему не ведутся. "Месяц назад состоялось заседание наблюдательного совета, на котором партнеры все-таки договорились, что Болгария в любом случае компенсирует расходы другим участникам - российской и греческой стороне", - сказал Токарев. "Сегодня, к сожалению, практическая работа по проекту не ведется. Однако нельзя сказать, что мы его заморозили. Но все делается в более медленном режиме", - сообщил он. Токарев отметил, что продолжает работать наблюдательный совет и проектная компания Бургаса-Александруполиса. "Мы пока не планируем активных шагов, здесь требуется на политическом уровне принятие решения. Нельзя стучаться в дверь, которую не открывают", - добавил глава "Транснефти".

В этой связи Н.Токарев сообщил, что Россия передала турецкой стороне очередной вариант соглашения участников по проекту строительства нефтепровода Самсун-Джейхан. "Российская сторона передала в конце декабря - двадцатого числа мы были в Стамбуле - наш вариант соглашения участников о взаимодействии: как мы видим взаимодействие практическое по реализации этого проекта. Основные акценты в нем сделаны на разработку нормальной экономической модели", - сказал он.

Говоря о проекте, Токарев отметил, что в нем по-прежнему имеются сложности, однако в настоящее время все участники ведут активную работу.

"В рамках рабочей группы участники практически ежемесячно встречаются, привлекают экспертов и консультантов. Это уже не просто разговор, как было в прошлом году. Сегодня все расчеты уже сделаны", - отметил глава "Транснефти".

По словам Токарева, Турция предложила провести в конце января в Стамбуле очередную встречу. Он не уточнил, какие именно вопросы на ней могут быть рассмотрены.
Нефтепровод Самсун-Джейхан планируется проложить от турецкого черноморского города Самсун до средиземноморского порта Джейхан. Проект изначально был рассчитан на прокачку в год 60-70 миллионов тонн нефти в год и должен был позволить транспортировать ее в обход загруженных проливов Босфор и Дарданеллы.

Относительно возобновления поставок российской нефти в Белоруссию, Н. Токарев сообщил, что "Транснефть»" ожидает завершения переговоров по данному вопросу к концу недели. "Переговоры идут полным ходом, речь идет о согласовании цены на нефть. К концу недели, думаю, переговоры будут завершены формула цены будет согласована", - сказал он. По его мнению, с понедельника-вторника поставки нефти в Белоруссию должны возобновиться. "Не вижу принципиальных, непреодолимых разногласий. Это не критическая ситуация ни для Белоруссии, ни для России. Проблема не носит катастрофического характера", - сказал Н.Токарев. В то же время он отметил, что в случае недостижения договоренностей для российских нефтяных компаний может возникнуть проблема с перераспределением экспорта. "Мы предусмотрели все необходимые меры, чтобы не затоварить резервуарные парки "Транснефти", - добавил он, отметив, что экспорт может быть перераспределен на Приморск, Гданьск, Новороссийск и Украину. По его информации, план на январь предусматривает поставку в Белоруссию 1,5 млн. тонн нефти. В случае возобновления поставок в ближайшее время с учетом того, что поставки не осуществлялись почти полмесяца, будет прокачано только половина этого объема. По графику в первом квартале в Белоруссию планируется перекачать 4,5 млн. тонн нефти.

В ходе встречи журналисты задали вопросы, связанные с материалами, размещенными в блогосфере интернета и перепечатанными некоторыми СМИ в связи со строительством первой очереди ВСТО.

По мнению Н.П.Токарева информационные кампании, развернутые против «Транснефти», связаны с выходом России на новые энергетические рынки. Он напомнил, что аналогичная ситуация складывалась во время строительства Балтийской трубопроводной системы (БТС) и начала проекта "Восточная Сибирь-Тихий океан" (ВСТО).

"Нам не давали строить. У нас практически висели на руках", - сказал Н.Токарев. "Благодаря этим проектам Россия получает серьезные экономические и политические преимущества, в частности, при выходе на рынки АТР", - сказал он.

" Мы строим и будем строить, поэтому нас нужно притормаживать", - считает глава "Транснефти". В то же время, он признал, что в проекте ВСТО-I были некоторые технические просчеты. "Проблемы и недостатки были, но вскрыты они были самостоятельно самой "Транснефтью". Вся информация была отправлена в соответствующие ведомства", - сказал он. В частности, "Транснефть" вернула около 10 млрд. рублей от подрядчиков.

Глава "Транснефти" также сообщил, что с конца прошлого года в компании появился советник президента, курирующий внешнеэкономические вопросы. На эту должность им была приглашена бывшая сотрудница службы внешней разведки, Наталья Куцик.

"У меня есть советник, которого зовут Наталья Петровна Куцик, а советника Натальи Переверзевой, как писали некоторые СМИ - нет", - сказал он. "Квалификация, знания и опыт Куцик Натальи Петровны, ее два высших образования будут востребованы в "Транснефти", она работает на своем месте", - заявил Н.Токарев.

Обсудить на форуме


Смотрите также:

С днем машиностроителя!

С днем машиностроителя!

Уважаемые коллеги, друзья, партнеры! От лица портала трубопроводной арматуры Armtorg.ru и журнала "Вестник арматурсотроителя"...

«Бёмер Арматура». Интервью с генеральным директором А. К. Кефером: «Средний рабочий ресурс нашего шарового крана – 30 лет».

«Бёмер Арматура». Интервью с генеральным директором А. К. Кефером: «Средний рабочий ресурс нашего шарового...

Локализация – это важный шаг, требующий длительных расчетов и серьезных стратегических решений. Говоря о предприятии, которое...

Сталелитейный завод «БВК» посетили участники съезда литейщиков

Сталелитейный завод «БВК» посетили участники съезда литейщиков

Более ста участников съезда литейщиков стран ШОС и БРИКС посетили сталелитейный завод «БВК», расположенный на площадке...


Последние добавления библиотеки