вид  
19 Апреля 2024г, Пятница€ — 100.5316,  $ — 94.0922загрузить приложение Armtorg.News для Андроидзагрузить приложение Armtorg.News для iphone

"Газпром" снижает цену Штокмана на 11 млрд. а Chevron разведает Черное море на 1 трлн.руб.

18 Июня 2010
"Газпром" подвел экономическое обоснование под свои разногласия с французской Total в отношении технологии освоения гигантского Штокмановского месторождения. По оценкам монополии, ее схема позволит сэкономить $11 млрд вложений из 40. Это первое снижение стоимости проекта, но эксперты подчеркивают, что такой подход невыгоден поставщикам и подрядчикам. Помочь "Газпрому" на второй и третьей стадии освоения Штокмана готова японская Mitsui.

Гендиректор ООО "Газпром добыча шельф" Александр Мандель в интервью корпоративному журналу "Газпром" впервые официально рассказал о сути конфликта акционеров в рамках проекта освоения Штокмана. По словам топ-менеджера, еще в 2009 году компания предложила "Газпрому", а тот утвердил новые технические решения по проекту. Концепция предусматривает строительство одной трубы для поставки природного газа на берег в поселок Териберка. При этом можно будет отказаться от "технологической платформы с дожимной компрессорной станцией в период падающей добычи на месторождении", а жидкий конденсат хранить в корпусе добычного судна с последующей отгрузкой на челночные танкеры.

По словам Александра Манделя, эти решения позволят сэкономить более $11 млрд по сравнению с вариантом, предложенным оператором проекта Shtokman Development AG. Тот вариант предусматривал частичную обработку газа прямо на месторождении на платформе и перекачку на берег параллельно газа и конденсата по двум трубам.

Лицензией на Штокман владеет ООО "Газпром нефть шельф" (на 100% принадлежит "Газпрому"). Запасы Штокмана составляют 3,9 трлн кубометров газа по категории С1, конденсата — 53,3 млн тонн по категориям С1-С2. В случае принятия положительного инвестиционного решения по проекту добыча на Штокмане начнется в 2016 году, а производство сжиженного природного газа — в 2017 году. Акционерами Shtokman Development AG являются "Газпром" (51%), Total (25%) и Statoil (24%).

В Shtokman и Total вчера не комментировали сообщение господина Манделя. В 2008 году экс-глава Shtokman Development Юрий Комаров говорил о стоимости всего проекта в $40 млрд. С тех пор никакие общие оценки не звучали. В начале июня вице-президент Shtokman, выходец из Total Эрве Мадео пояснял, что поставки конденсата будут более экологически безопасны. "Вариант "Газпрома" позволит загрузить заказами "Совкомфлот", однако риск сбоев в добыче в штормовом Баренцевом море, где ходят айсберги и торосы, резко возрастает",— соглашается Максим Шеин из "Брокеркредитсервиса". Он добавляет, что Total уже попросила поддержки по Штокману у премьера Владимира Путина.

Глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин отмечает, что проект бюджета Штокмана сокращают впервые. В 2004-2005 годах обсуждали освоение первой фазы за $8 млрд без строительства технологической платформы, в 2006 году стоимость проекта подорожала до $10 млрд с учетом платформы, а в 2008-м уже говорили о $12 млрд, и в 2009 году Юрий Комаров называл сумму в $15 млрд. Источники говорили о ее росте до $17-18 млрд. Но эксперт не уверен, что снижение стоимости будет хорошим аргументом, поскольку "российским поставщикам и подрядчикам нужен "дорогой Штокман"".

Помочь "Газпрому" с финансированием проекта готовы новые потенциальные партнеры. Председатель ООО "Mitsui & Co. Moscow", член правления Mitsui & Co. Ltd Нориаки Сакамото также в интервью журналу "Газпром" сообщил, что направил монополии предложения по финансированию Штокмана.

"Нам было бы интересно поставлять штокмановский газ в страны Западной и Северной Европы, тем более что мы имеем доступ к пунктам приема СПГ во Франции",— пояснил он. В 2005 году Mitsui уже представляла "Газпрому" свои предложения по первой фазе Штокмана, но не попала в список участников. Сейчас компания выражает заинтересованность в освоении второй или третьей фазы. В "Газпроме" подтвердили, что знакомы с предложениями Mitsui, но пока воздержались от оценки перспектив участия компании в проекте.

Штокмановское газоконденсатное месторождение расположено в центре шельфовой зоны российского сектора Баренцева моря на расстоянии около 600 километров к северо-востоку от Мурманска. Глубина в этом районе Баренцева моря достигает 340 метров. Лицензией на Штокмановское месторождение владеет ООО “Газпром нефть шельф” (прежнее название – ООО “Севморнефтегаз”, 100-процентное дочернее общество ОАО “Газпром”). Партнерами “Газпрома” по реализации Штокмановского проекта являются компании Total (Франция) и Statoil (Норвегия). Оператор – Shtokman Development AG.

Шеврон будет вести разведку новых месторождений в Черном море

Нефтяники нашли способ привлекать иностранных партнеров для освоения шельфа, несмотря на ограничения нового закона "О недрах". Первое с момента изменения закона соглашение о создании совместного предприятия (СП) с западным партнером подписала "Роснефть". Вместе с Chevron она реализует проект по разработке Вала Шатского на Черном море стоимостью более 1 трлн руб. Лицензия на месторождение останется за "Роснефтью", поэтому, полагают эксперты, записывать на свой баланс запасы Chevron будет по той же схеме, что и акционеры Shtokman Development.

Вчера в присутствии премьера Владимира Путина "Роснефть" подписала соглашение о совместном с американской Chevron освоении участка недр Вала Шатского на шельфе Черного моря. По условиям соглашения финансирование начальной стадии геологоразведки возьмет на себя Chevron. Источники знакомые с ситуацией уточнили, что инвестиции составят $100 млн. До 2014 года будут пробурены две скважины (в районе Новороссийска на Северо-Черноморской структуре и в районе Туапсе на структуре Мария), сообщил глава "Роснефти" Сергей Богданчиков. Инвестиции в проект на этапе геологоразведки могут составить $1 млрд, заявил вице-премьер Игорь Сечин, а инвестиции в добычу — 1 трлн руб. По словам вице-премьера, бурение должно начаться в конце 2011 года.

Для реализации проекта "Роснефть" и Chevron создадут холдинг. Игорь Сечин уточнил, что "доли компаний в нем будут соответствовать компетенции и финансированию, но лицензия на участки недр останется за российской нефтекомпанией".

Глава Chevron Джон Уотсон отметил, что проект связан с большими геологическими рисками и затратами и он надеется на тесное сотрудничество с российским правительством. Владимир Путин заверил, что компании могут надеяться на поддержку государства.

На шельфе Черного моря "Роснефти" принадлежат два проекта — Вал Шатского и Туапсинский прогиб. ООО "Вал Шатского", бывший актив ЮКОСа, который "Роснефть" приобрела в 2007 году, владеет лицензиями на Западно-Черноморский лицензионный участок. Перспективные ресурсы участка оцениваются в 860 млн тонн нефти. Свежих данных о ресурсах Туапсинского прогиба "Роснефть" не дает, но в 2007 году запасы месторождения оценивали в 97 млн тонн. Руководство "Роснефти" уже не раз говорило, что ищет иностранного партнера для совместной разработки месторождений Черного моря, но СП с Chevron будет первым.

До сих пор Chevron в России работала мало. В 2006-2008 годах СП Chevron и "Газпром нефти" "Северная тайга нефтегаз" проводило геологоразведку участков Пякутинский и Айхеттинский в Ямало-Ненецком автономном округе. Но Chevron вышла из проекта, не обнаружив коммерческих запасов нефти. До соглашения с "Роснефтью" единственным бизнесом Chevron в России была доля в КТК (15%).

СП "Роснефти" и Chevron станет первым совместным с иностранным инвестором проектом на шельфе страны после внесения в 2008 году изменений в закон "О недрах". Согласно этим поправкам, к компаниям, разрабатывающим российский шельф, предъявляются два основных требования: они должны прямо или косвенно контролироваться государством и иметь опыт работы на шельфе не менее пяти лет. Именно поэтому создаваемое СП "Роснефти" и Chevron, у которого нет пока опыта работы, не может получить лицензию на месторождение на шельфе, отмечает Виталий Крюков из ИФД "Капиталъ".

При сохранении лицензии за "Роснефтью" у Chevron возникнут трудности с учетом запасов месторождения на своем балансе. Но, по словам аналитика, есть варианты согласования с аудитором, при котором запасы будут ставиться на баланс Chevron — по аналогии с разработкой Штокмановского газоконденсатного месторождения. Лицензия на Штокман принадлежит "Газпрому", но акционеры компании-оператора Shtokman Development AG (51% у "Газпрома", 25% у Total и 24% у Statoil) могут официально учитывать запасы месторождения на Нью-Йоркской бирже в рамках их доли в добыче. Хотя, уточняет Валерий Нестеров из "Тройки Диалог", официально в документации компаний эти запасы пока не числятся. В самой Chevron вчера не смогли разъяснить, как именно планируют учитывать запасы.

Источник: КоммерсантЪ


← Обсудить на форуме


Смотрите также:
Фото недели: новая трубопроводная арматура АО «ПТПА» будет носить имя почетного машиностроителя России Вадима Лемберга Фото недели: новая трубопроводная арматура АО «ПТПА» будет носить имя почетного...
Медиагруппа ARMTORG продолжает рубрику «Фото недели». Сегодня предлагаем к просмотру кадры трубопроводной арматуры АО «Пензтяжпромарматура».
АО «Томский завод электроприводов» активно работает над совершенствованием номенклатуры изделий АО «Томский завод электроприводов» активно работает над совершенствованием номенклатуры...
С начала 2024 года АО «Томский завод электроприводов» изготовило 626 единиц основной продукции. Порядка 86 % от общего объема производства составили электроприводы различных типов.
С площадки АО «ЗЭО Энергопоток» отгружена партия трубопроводной арматуры и другой продукции для АЭС «Аккую» С площадки АО «ЗЭО Энергопоток» отгружена партия трубопроводной арматуры и другой...
АО «ЗЭО Энергопоток» отгрузило очередную партию трубопроводной арматуры для АЭС «Аккую». 17 апреля 2024 года с производственной площадки была осуществлена поставка:
Последние добавления библиотеки(Предложить книгу)