вид  
21 Сентября 2025г, Воскресенье€ — 98.8845,  $ — 83.5904загрузить приложение Armtorg.News для Андроидзагрузить приложение Armtorg.News для iphone

АО «ПТПА». Интервью с В. Т. Лембергом, ведущим инженером-конструктором: 65 лет традиций качества и работы над новыми проектами в российском арматуростроении!

29 Сентября 2016
В рамках подготовки 5-го номера журнала "Вестник арматуростроителя" нам удалось побеседовать с Вадимом Тарасовичем Лембергом, человеком, который с самого первого дня работает на ПТПА - легендарном отечественном предприятии, которое в этом году отмечает свой 65-й юбилей.

Armtorg: Вадим Тарасович, уже 65 лет с момента основания вы работаете на «ПТПА», стояли у истоков предприятия, долгое время были главным конструктором завода. Расскажите, как начинался путь «ПТПА» – на тот момент Второго арматурного завода г. Пензы.

В.Л.: После войны в стране была очень большая потребность в арматуре. В то время в Пензе строилось много заводов – компрессорный, дизельный, химического машиностроения и другие, более мелкие. В том числе, был организован и Второй арматурный завод. В 1951 году я окончил техникум, и нас с одногруппниками отправили по направлению в Пензу. На тот момент завода еще не существовало, был только приказ о его создании, а на месте, где сейчас стоят цеха, было поле и колосилась рожь. Компрессорный завод начали строить раньше, и к тому времени уже был готов первый корпус. В этом корпусе нам выделили один пролет – вот так и начинался Второй арматурный.

На компрессорном заводе мы проработали до весны 1953 года. К этому времени была построена часть нового предприятия. С компрессорного завода шла узкоколейка, и мы переехали по ней вместе со всем оборудованием. Сначала еще на старом месте мы помогали Первому арматурному заводу обрабатывать детали. Потом постепенно освоили собственную продукцию и начали выпускать задвижки диаметром до 500 мм.
 

Чугунная задвижка диаметром 2000 ммArmtorg: С какой должности вы начали свой профессиональный путь на заводе?

В.Л.: Начинал я после техникума помощником мастера, потом был назначен мастером. Когда организовали технический отдел, я стал работать технологом. Тогда мы еще не конструировали арматуру – только оснастку, испытательные стенды и тому подобное оборудование. По-настоящему развиваться завод начал только тогда, когда здесь заработал цех стального литья. Чугунной арматуры тоже выпускали много, но эти заготовки получали со стороны. Например, с «Белинсксельмаша» – литье было отличное, отливали даже отверстия на фланцах, но диаметры заготовок были небольшие, до 250 мм.

Потом пришлось осваивать более крупную продукцию. Развивалась ракетная техника, и однажды нам поручили изготовить высокотемпературную арматуру с проходом 2000 мм. Так как наши литейщики еще не могли делать таких отливок, подключили «Уралмаш» – очень крупный завод, который, помимо прочего, занимался заказами для оборонной промышленности. Отливки корпусов и крышек делали там. Потом последовала другая арматура больших размеров – сварные и штампосварные задвижки диаметром до 1600 мм, чугунная арматура на воду DN 2000 мм, обратные затворы, различные клапаны.

Armtorg: А как сформировался ваш конструкторский отдел?

В.Л.: В свое время был такой порядок: когда численность коллектива становилась достаточно большой, можно было создавать собственную технологическую, конструкторскую и металлургическую службу. Я был конструктором-технологом в технической службе.

Однажды меня вызвал директор Александр Евгеньевич Щербаков (кстати, работать мы начинали вместе, он – после института, я – после техникума). Спросил, кем я хочу быть, главным технологом или главным конструктором. Пришлось выбирать. Так я и начал заниматься конструированием трубопроводной арматуры.

Первый шаровой кран в СССР, 1961 г.

Armtorg: Как началось освоение шаровых кранов на предприятии? Ведь есть даже негласный спор, кто был первым…

В.Л.: Первыми были мы. Вот фотография первого шарового крана, который прошел испытания. Он был изготовлен на нашем заводе в 1961 году. У крана был литой корпус и интересный привод – с поршнем в виде тора, без какого‑либо другого механизма. Для автономного закрытия в случае падения давления были предусмотрены резервные емкости. Но на тот момент руководство решило, что номенклатура у завода и так большая, и отказалось от идеи развивать шаровые краны.

Кстати, и шиберные задвижки мы тоже начали делать первыми в Советском Союзе. Опытный образец такой задвижки большого диаметра был изготовлен в 1968 году для второй нитки нефтепровода «Дружба». В то время сами потребители не были особо заинтересованы в получении отечественной продукции – им было интереснее работать с импортом, ездить в командировки. Но когда открыли тюменские месторождения и началась добыча нефти и газа, на партийном совете решили: зачем покупать импортное, если можно делать свое? Так было принято решение об освоении серийного выпуска шаровых кранов, и к производству арматуры подключили большое количество заводов: Днепропетровск, Петрозаводск, Дзержинск. Потом началось развитие атомной промышленности. Здесь нам тоже нашлась работа. Вот так и развивались.

Armtorg: А на какие образцы вы ориентировались, когда начинали конструкторскую деятельность? Неужели делали все с нуля?

В.Л.: Литературы тогда особо не было, но головы у нас соображали, и расчеты мы делали неплохо. По возможности изучали импортную арматуру, но в основном все приходилось делать своими силами.

Armtorg: Заводу «Пензтяжпромарматура» исполняется 65 лет. Что вы пожелаете коллегам, заводчанам накануне этой радостной даты?

В.Л.: Пусть наш завод растет и развивается, осваивает новую технику и движется вперед, поддерживая авторитет одного из ведущих предприятий арматуростроения.

                                

Узнать больше об АО "ПТПА" можно здесь

Опубликовано в журнале "Вестник арматуростроителя" №5 (33), 2016 г.


Метки Пензтяжпромарматура ПТПА Вестник Арматуростроителя Лемберг Вадим Тарасович

Смотрите также:
Фото недели: испытательный комплекс «САЗ» для работы при температуре -196°C получил аттестат «Проммаш Тест Метрология» Фото недели: испытательный комплекс «САЗ» для работы при температуре -196°C получил...
В еженедельной рубрике «Фото недели» представлены кадры с производственной площадки «Саратовского арматурного завода».
На производственной площадке УЗТПА побывали студенты ГБПОУ МО «Люберецкий техникум имени Ю.А. Гагарина» На производственной площадке УЗТПА побывали студенты ГБПОУ МО «Люберецкий техникум...
Угрешский завод трубопроводной арматуры посетили студенты ГБПОУ МО «Люберецкий техникум имени Героя Советского Союза, лётчика-космонавта Ю.А. Гагарина».
Специалисты одного из подразделений ПАО «Газпром» провели оценку технических возможностей ПКТБА Специалисты одного из подразделений ПАО «Газпром» провели оценку технических...
На площадке ЗАО «Пензенское конструкторско-технологическое бюро арматуростроения» успешно состоялся технический аудит.
Последние добавления библиотеки(Предложить книгу)