Вячеслав Першуков рассказал о проектах Росатома в Арктике
18 Марта 2015
Для работы над проектом программы «Освоение арктических территорий РФ» создана межведомственная рабочая группа. В составе группы работают эксперты Минобороны, Минэкономразвития, Минэнерго, РАН, «Росатома», «Роснефти», «Газпрома». Основная цель группы — понять, как обеспечить экологическую безопасность проектов в Арктике, решить вопросы энергообеспечения, сформировать программу перспективных НИОКР для освоения территории.
Как рассказал заместитель генерального директора госкорпорации "Росатом" Вячеслав Першуков, "У корпорации «Росатом» есть несколько задач в Арктике. Это энергообеспечение проектов, логистика по Северному морскому пути, предоставление специальных технологий и материалов, а также пакетных решений для арктических условий. Эти решения, продукты, технологии формируют наш «арктический портфель."
Одна из ключевых проблем в начале разработки Арктики — организация энергообеспечения, т.е. сооружение и эксплуатация генерирующих объектов в «высоких» широтах. Для Арктики весьма актуально использование малой атомной энергетики, причем источников, работающих в режиме когенерации. Жизнь в Арктике существует, только если есть тепло. А тепловую энергию нельзя накопить, ее нужно постоянно вырабатывать. Когенерация на атомных энергомодулях — принципиально новое для нас решение. Данная тема обсуждалась еще в СССР, однако в тот момент не получила развития. В ближайшее время мы будем предлагать концепты для арктического шельфа мощностью 5–20 МВт.
Также для Арктики актуальны такие решения, как системы дублирования энергоустановок, каркасные быстровозводимые конструкции и модульные здания, химические средства борьбы с обледенением, укрепление грунтов за счет пропитки полимерами, топливные элементы, работающие на водороде.
Для энергообеспечения у нас есть стандартное решение — модульные атомные реакторы. Нами создана плавучая атомная станция, линейка установок на подлодках. Эти разработки уже доведены до коммерческого использования, и мы будем предлагать их для арктического шельфа.
Отдельное направление, в котором работает «Росатом» — это судостроение для условий Арктики. Сегодня есть потребность в судах новых типов. И сейчас действует новая программа по строительству ледокольного флота.
В «высоких» широтах можно использовать наноматериалы, спецматериалы, отдельные покрытия, краски, датчики и прочие системы, которые «Росатом» разрабатывает для космоса, Минобороны и своих нужд. Актуальны такие инновационные технологии, как заливка свай электроразрывом, термоизолирующие покрытия, запорная арматура и кабельная продукция в специальном исполнении, дистанционный измеритель уровня жидкости, сред.
Экологическая безопасность — сложнейший вопрос. Арктика очень чувствительна к любому вмешательству. Некоторые проблемы сходны с освоением сланцевых месторождений. Здесь также требуется отчуждение больших территорий. Но надо понимать, что в этой зоне применение традиционных методов (бурение, промысловая добыча) приводит к долгосрочной порче территории. Период восстановления экосистемы в Арктике достигает 100 лет.
Есть интересные технологии, позволяющие минимизировать антропогенное воздействие. К примеру, на объектах «Газпрома» мы уже отработали технологии борьбы с авариями. В первую очередь это лазерные системы, позволяющие удаленно резать горящие устья скважин.
Другая задача — сбор нефти со льда, ведь основные загрязнения в Арктике связаны именно с загрязнениями льда. Мы разработали лазерную систему, которая сначала испаряет лед, потом подводит тепло и позволяет провести рекультивацию ледовых полей. Есть технологии дистанционного поджига газоконденсата на льду.
Серьезнейший вопрос: что делать с попутным нефтяным газом? К сожалению, его объемы на арктических месторождениях так малы, что транспортировать его с платформ отдельными трубопроводами практически невозможно. Нужно либо сжигать газ на платформах, либо конвертировать в электроэнергию. Но если конвертировать стандартными процессами типа Фишера – Тропша, это потребует огромных заводов, которые невозможно организовать на платформе.
Мы заканчиваем разработку прямой конверсии попутного газа в жидкость. Эту жидкость можно будет в некотором количестве смешивать с нефтью и транспортировать по трубопроводам на сушу. Это новое решение, аналогов мы не знаем. В ближайшее время продемонстрируем первые образцы прямого физического преобразования.
В числе перспективных технологий по переработке углеводородов и утилизации попутного нефтяного газа в Арктике мы видим электронно-лучевую конверсию летучих углеводородов в жидкие, электронно-лучевой метод понижения вязкости нефти и электронно-лучевой крекинг остатков углеводородов.
Мы надеемся, что решения «Росатома» помогут нашим коллегам осваивать арктические нефтегазовые месторождения, - резюмировал заместитель главы Росатома
В пятом выпуске журнала «Вестник арматуростроителя» представлены истории специалистов ТКЗ «Красный котельщик», ООО «ЗИП», АО «АПЗ» и ООО «Завод «Сателлит».
Угрешский завод трубопроводной арматуры посетили представители ГУП «ТЭК СПб» совместно с представителем Центра энергосбережения Санкт-Петербурга при Комитете по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга.
ООО «Арма-Пром» начало производство нового вида электрического исполнительного механизма – четвертьоборотный электропривод ПЭОФ-САЗ «Авангард». Электроприводы ПЭОФ-САЗ выпускаются с номинальным крутящим моментом от 30 до 600 Нм.