Генеральный прокурор Юрий Чайка в конце июля подписал приказ, утверждающий план борьбы с откатами и коррупцией в госзаказе (копия есть у «Ведомостей»). Получение приказа подтвердил представитель Минэкономразвития. Он касается заказа не только государства, но и госкомпаний и естественных монополий. Представитель Генпрокуратуры не смог предоставить комментарии в воскресенье.
В выполнении приказа должна участвовать сама Генпрокуратура, отвечающее за контрактную систему Минэкономразвития, курирующая закупки ФАС, Минфин, а также ФСБ, Следственный комитет и МВД. Сроки выполнения – вторая половина 2016 г. и 2017 г.
Основная часть плана – предложения изменить законодательство: ввести уголовную ответственность за нарушения при госзакупках, обязательная проверка аффилированности, раскрытие субподрядчиков в крупных заказах и проч. (см. врез). Практическая часть – совместные проверки и расследования закупок для обороны и правоохранительной деятельности, а также для «иных государственных и муниципальных нужд» (исполнители: Генпрокуратура, Минобороны, МВД, ФСБ, ФАС, Росфинмониторинг).
Генпрокуратура предлагает ввести понятие «конфликт интересов» в закупки госкомпаний и расширить список должностей, на которых оно распространяется в закупках государства. Этот пункт включен в план по инициативе Минэкономразвития, утверждает его представитель.
Действующий закон о госзакупках признает конфликтом интересов ситуацию, когда отвечающий за заказ человек (руководитель, член закупочной комиссии, руководитель контрактной службы, контрактный управляющий) и владелец поставщика (более 10% акций или уставного капитала) – родственники. Но влиять на закупки могут также руководители регионов и городов, органов контроля, контрольно-счетных органов, их заместители и другие чиновники, писало Минэкономразвития в Генпрокуратуру в марте (копия есть у «Ведомостей»). Требования о запрете конфликта интересов должны распространяться не только на сотрудников контрактных служб, членов комиссий и заказчиков, но и на их начальников, если те могут влиять на них, отмечает представитель Минэкономразвития, например, вице-губернаторов, отвечающих за закупки. Министерство предлагало, чтобы заказчики размещали список таких лиц в единой информационной системе, такой же механизм может быть установлен для госкомпаний.
В первом полугодии стало существенно больше, чем год назад, закупок закрытыми способами (закрытый аукцион, закрытый конкурс и проч.) и по которым правительство разрешило особый порядок выбора поставщика (например, ткани для ведомственной формы). А без учета контракта на строительство Керченского моста «Стройгазмонтажом» ценой 228 млрд руб. выросла и доля закупок у единственного поставщика с 17,3 до 19,2% (см. графики).
Расширение списка лиц, которые могут быть привлечены к ответственности из-за конфликта интересов, – это способ профилактики более серьезных нарушений (сговоров заказчика и участника торгов), а также коррупции, считает начальник управления по борьбе с картелями ФАС Андрей Тенишев, не панацея, конечно, но поможет.
При госзакупках заказчик и участники тендера часто оказываются аффилированы и это никак сейчас, по сути, не пресекается, говорит юрист ФБК Любовь Соболь. Журналисты и общественные организации, такие как ФБК, часто пишут о связях заказчика с поставщиками или исполнителями, но ФАС на это закрывает глаза, а органы прокуратуры тем более, отмечает Соболь, хотя даже сейчас это косвенно говорит о коррупции. ФАС ежедневно рассматривает десятки жалоб и многие из них о неправильном выборе способа закупки: проводят мутный конкурс вместо прозрачного аукциона, настаивает Петросян.
Пресс-служба МЦ Armtorg по материалам Ведомости