вид  
24 Апреля 2024г, Среда€ — 99.5609,  $ — 93.2918загрузить приложение Armtorg.News для Андроидзагрузить приложение Armtorg.News для iphone

"Росатом" хочет возрождать и поддерживать Чешское и Болгарское атомное машиностроение

26 Октября 2011
"Росатом" хочет загрузить заказами чешское атомное машиностроение, пригласив местных производителей к участию в проектах по строительству АЭС за рубежом и предоставив им российские технологии. CEZ и Skoda JS получили приглашение создать с госкорпорацией консорциум для работы в третьих странах. До сих пор "Росатом" предпочитал покупать необходимых поставщиков, в том числе в Чехии, но теперь намерен резко расширить круг партнерских соглашений с ними.

"Росатом" готов создавать консорциум с чешскими компаниями для строительства АЭС в третьих странах, рассказал вчера в Праге на форуме поставщиков атомной отрасли "Атомекс—Европа" глава госкорпорации Сергей Кириенко. "Мы сейчас обсуждаем с CEZ и Skoda JS возможность их прихода в консорциум, который мог бы работать не только в России и Чехии, но и в других странах",— пояснил он. Аналогичный консорциум в составе Skoda JS (контролируется ОМЗ), "Атомстройэкспорта" и ОКБ "Гидропресс" (входят в состав "Росатома") уже претендует на получение заказа на сооружение новых энергоблоков на чешской АЭС "Темелин". В каких проектах мог бы принять участие консорциум с CEZ и Skoda JS, Сергей Кириенко не уточнил.

До сих пор чешские машиностроители участвовали в проектах "Росатома" только как поставщики оборудования. Например, при строительстве первой очереди АЭС "Куданкулам" в Индии объем заказов, размещенных в Чехии, составлял около $50 млн на блок, уточнил Сергей Кириенко. В "Темелине" чешским компаниям обещано 70% заказов на €4-5 млрд. Таким образом, полная стоимость строительства, исходя из оценок главы "Росатома", должна ориентировочно составить €6-7,5 млрд. Но даже если "Росатому" удастся получить этот заказ (тендерные условия должны быть переданы претендентам до конца октября), реальное строительство начнется только через шесть лет.

Впрочем, "Росатом" готов загружать заказами чешские машиностроительные заводы и за пределами проекта АЭС "Темелин". По словам господина Кириенко, госкорпорация хочет получить до 20% рынка строительства АЭС к 2030 году, то есть резко увеличить объем заказов у поставщиков. Глава "Росатома" в своих планах ориентируется на верхнюю планку прогноза, сделанного в сентябре главой МАГАТЭ Юкией Амано,— 350 новых атомных энергоблоков по всему миру в этот период. Госкорпорация оценивает свой потенциальный заказ на продукцию машиностроителей на уровне более €300 млрд.

"Росатом" хочет увеличить свои машиностроительные мощности и мощности внешних поставщиков, чтобы иметь возможность выпускать четыре-пять комплектов оборудования для АЭС в год. Отечественных производителей для этого пока не хватает. По словам Сергея Кириенко, чешские машиностроительные мощности интересны тем, что они используют единую с российскими технологическую платформу. Более того, госкорпорация готова передавать чешским партнерам отечественные технологии.

Прежде "Росатом" предпочитал покупать машиностроительные активы, в том числе в Чехии. В частности, "Атомэнергомаш" приобрел ARAKO, выпускающую трубопроводную арматуру для АЭС и неатомных отраслей, а также производителя градирен Chladici veze Praha. Крупнейшим активом, которым интересовалась госкорпорация, была Skoda JS, выпускающая реакторное оборудование, но переговоры с ОМЗ, которым компания принадлежит, пока успехом не увенчались. Теперь стратегия изменилась. Вчера в Праге "Русатом Оверсиз" (структура "Росатома", к которой должно перейти руководство большинством зарубежных проектов) подписал соглашения о сотрудничестве с 15 чешскими машиностроительными компаниями. Эти соглашения, по словам главы Skoda JS Мирослава Фиалы, позволят заводам выйти "за рамки достройки АЭС "Темелин"".

"Чешская атомная промышленность создавалась как реплика советской,- отмечает глава независимого издания AtomInfo.Ru Александр Уваров.- Поэтому каких-либо уникальных компетенций у них я не вижу". Сейчас значительная часть этих предприятий уже приобретена российскими собственниками. Но при этом, добавляет господин Уваров, до сих пор та же Skoda JS работала по французским заказам, а не по заказам "Росатома", и эту ситуацию эксперт считает неправильной "с точки зрения как экономики, так и политики".

Кроме этого Российское предложение по финансированию проекта болгарской АЭС "Белене" остается в силе, сама станция может быть построена очень быстро, заявил глава Росатома Сергей Кириенко на форуме поставщиков атомной отрасли "АТОМЕКС Европа".

"Станция может быть построена очень быстро, потому что почти все готово, и важно что затраты (на оборудование - ред.) сделаны по старым ценам. Станция точно дешевле, чем по новым проектам. Поэтому мы готовы вложить в проект свои средства, столько, сколько сочтет нужным правительство Болгарии - 100%, 51%, 49%. Поэтому я считаю, что наше предложение уникально. Оно не может быть не уникальным - построить за такие сроки и при таком финансировании", - сказал он.

Кириенко отметил, что "Болгария хочет, чтобы мы полностью финансировали станцию, и у Болгарии остался 51 процент".

"Сейчас мы выработали предложение, которое позволяет это сделать", - отметил он.

В тоже время он отметил, что финансовое предложение России по АЭС "Белене" не является бессрочным, в отличии от контакта на выполнение строительных работ.

"Мы убеждены, что проект рентабелен и эффективен, и готовы вкладывать в него свои собственные деньги. Другой вопрос, что вкладывать средства мы будем до тех пор, пока проект рентабелен. На сегодня это так. Но если решение будет откладываться, то наступит момент, когда экономическая эффективность проекта будет не так очевидна. И, конечно, наше предложение зависит от других наших проектов, ведь у нас же не бесконечный запас денег",- сказал глава Росатома.

По словам Кириенко, работы по контакту для АЭС "Белене" никто не останавливал, "предприятия России продолжают изготавливать оборудование для АЭС, проектные институты делают техническую документацию". В этой связи он отметил, что когда работы приняты и выполнены болгарской стороной, они должны быть оплачены".

Говоря об арбитражном споре между НЭК Болгарии и "Атомстройэкспортом", глава Росатома назвал вполне приемлемым решение споров между хозяйствующими субъектами через обращение в судебные органы.

"Это хороший цивилизованный способ. У компаний могут быть претензии друг к другу. Мы доверяем европейскому судопроизводству и думаем, что будет принято справедливое решение. У нас здесь с правительством Болгарии совпадающий подход. Мы считаем, что правительственные органы России и Болгарии не должны в это вмешиваться", - сказал он.

Тендер на строительство в Болгарии АЭС "Белене" был объявлен в 2005 году, его победителем стало ЗАО "Атомстройэкспорт". Соглашение о сооружении АЭС было подписано 29 ноября 2006 года. В 2007 году российский проект признан соответствующим всем европейским техническим требованиям к станциям с легководными реакторами нового поколения, и 18 января 2008 года было подписано контрактное соглашение на сооружение станции.


Смотрите также:
Представители ООО «Газпром межрегионгаз» высоко оценили организацию процесса производства в УЗТПА Представители ООО «Газпром межрегионгаз» высоко оценили организацию процесса...
Генеральный директор ООО «УЗТПА» Жиравов Дмитрий Вячеславович провёл совещание с представителями компании «Газпром межрегионгаз».
Корпорация АК «ЭСКМ» осуществила поставку первой партии задвижек ВД Ду500 для Курской АЭС-2 Корпорация АК «ЭСКМ» осуществила поставку первой партии задвижек ВД Ду500 для Курской...
ООО «Корпорация АК «ЭСКМ» поставило первую партию задвижек ВД Ду500 (4 шт.) для Курской АЭС-2. Мероприятия осуществлены в рамках исполнения договора между ООО «Корпорация АК «ЭСКМ» и АО «Атомстройэкспорт» на поставку трубопроводной арматуры.
Руководство ПП «Мехмаш» провело переговоры в рамках международной промышленной выставки «ИННОПРОМ. Центральная Азия» Руководство ПП «Мехмаш» провело переговоры в рамках международной промышленной выставки...
Делегация Тульской области, включающая руководство ПП «Мехмаш», провела переговоры с министерствами транспорта, энергетики; инвестиций, промышленности и торговли Узбекистана, а также делегацией Наманганской области и др.
Последние добавления библиотеки(Предложить книгу)