Интервью С.В. Красковского, генерального директора ЗАО «Тулаэлектропривод» журналу «Вестник арматуростроителя»

25 Марта 2016

ЗАО «Тулаэлектропривод»ведущее предприятие по производству электроприводов для трубопроводной арматуры с 70-летней историей. Тульские электроприводы, в том числе интеллектуальной импортозамещающей серии ЭП4, широко применяются на крупнейших предприятиях нефтегазовой, металлургической, атомной отраслей, на множестве объектов теплоэнергетики и коммунального хозяйства.

Armtorg: Здравствуйте, Сергей Владимирович! Наши читатели, конечно же, знают, что «Тулаэлектропривод» – одно из крупнейших предприятий России по производству электроприводов. Начало 2000-х, когда вы пришли на завод, для многих предприятий было сложное как в финансовом, так и производственном секторе. Расскажите, как пришла идея войти в эту отрасль? Как вы не побоялись взять на себя такую ответственность?
С.К.: Да, тогда это было достаточно рискованное и сложное решение. Помогло то, что за плечами был более чем двадцатилетний производственный опыт работы на одном из крупнейших предприятий бывшего Министерства среднего машиностроения. У нас было понимание того, как работает сложное предприятие. Поэтому и было принято решение, несмотря на плачевное финансовое положение завода, приобрести этот актив и заняться его финансовым оздоровлением и развитием.

Armtorg: Развитие предполагает огромные инвестиции. С чего вы начали, когда пришли на предприятие?
С.К.: Начали с инвестиций в оборотный капитал, для того чтобы обеспечить производственный цикл внутри предприятия, сделать его работу ритмичной. А впоследствии была выработана программа технического перевооружения, сформирована стратегия разработки и освоения новых изделий. Каждый год планомерно приобреталось оборудование, осваивались новые изделия – так все и идет до сегодняшнего дня.

Armtorg: Мы видим, что предприятие расширяет номенклатурный ряд. Это связано с программой импортозамещения?
С.К.: Развитие линейки продукции, которую выпускает «Тулаэлектропривод», изначально никакого отношения к импортозамещению не имело. Решение продиктовано тем, что нужно было идти в ногу со временем, оперативно реагировать на изменяющиеся требования заказчика. И мы сразу поставили эту работу во главу угла. А результатом было то, что уже через год после нашего прихода на предприятие, в 2004 году, мы показали действующий интеллектуальный привод ЭП4, который, пройдя доработку, необходимые испытания и сертификацию, сегодня занимает все большую нишу на рынке. Следующим этапом стали разработки своих неполнооборотных редукторов, новых современных линеек неполнооборотных приводов ЭПН, прямоходных приводов ЭПП.
И вот теперь мы можем заявить: Тулаэлектропривод готово участвовать в реализации программ импортозамещения наших заказчиков с надежной, современной продукцией, обладающей необходимым функционалом и не уступающей по базовым параметрам импортным аналогам.



Armtorg: Прогуливаясь по заводу, мы увидели, что у вас полный технологический цикл – начиная от литейного производства, заканчивая покраской, сборкой и упаковкой. Многие предприятия сегодня ратуют за аутсорсинг. Как вы к этому относитесь?
С.К.: Понятие планового ведения хозяйства на сегодняшний день имеет достаточно расплывчатые очертания. Чтобы вписаться в сроки и гибко управлять производством, практически полная цепочка по изготовлению продукции внутри одного предприятия – не самый плохой вариант. Второй момент: рынок аутсорсинга в России, к сожалению, не развит ввиду сложившейся структуры промышленности. Аутсорсинг существует лишь в зачаточном состоянии, и выбрать партнера, с которым можно построить долгосрочные отношения, крайне проблематично. Поэтому мы вынуждены выполнять все работы самостоятельно и совершенствоваться, насколько это возможно в наших условиях.

Armtorg: Мы слышали от ваших коллег о программе модернизации. Расскажите, на каком этапе она у вас находится и что было реализовано в 2015 году.
С.К.: На самом деле, процесс модернизации бесконечен. Мы каждый год приобретаем оборудование, расшивая «узкие места». В течение 2014-2015 гг. было приобретено оборудование, позволяющее нам качественно пересмотреть некоторые технологии механообработки. Сейчас в стадии окончательной проработки проект переноса и реконструкции гальваники. В следующем году планируется приобретение оборудования для литейного производства. Так что этот процесс непрерывен.

Armtorg: Стоит ли сегодня вопрос об улучшении качества обработки?
С.К.: Безусловно. С переходом на новое оборудование, новые инструменты и технологии качество обработки, безус-ловно, повышается. Дефицит специалистов-универсалов (тех, которые раньше работали на универсальном оборудовании) таков, что нужно переходить на оборудование с ЧПУ, которое в какой-то степени нивелирует эту проблему.



Armtorg: Какие разработки стали самыми знаковыми в уходящем году?
С.К.: В 2015 году практически завершено освоение выпуска выносного интеллектуального модуля управления, освоены два типоразмера линейки моноблочных неполнооборотных приводов типа ЭПН. Закончена большая работа по изготовлению специальных приводов для судовой арматуры. В стадии завершения проект по разработке и изготовлению специальных приводов для намотки тентов большегрузных машин по заказу компании «ТОНАР».

Armtorg: Вернемся к вопросу импортозамещения. Насколько успешно, на ваш взгляд, реализуется эта программа? Какие здесь возникают проблемы?
С.К.: Безусловно, ввиду сложившихся экономических условий программа импортозамещения получила дополнительный импульс. Насколько системно она реализуется – вопрос спорный. На наш взгляд – недостаточно. Например, есть проблемы в определении товарных групп, которые сегодня конкурентоспособны и на внутреннем рынке, и, потенциально, для экспорта. Есть проблемы с определением понятия «российский продукт» по уровню его локализации. Сегодня многие европейские компании и их представители, имея склад в России и выполняя на нем отдельные сборочные операции, заявляют «мы локализованы в России, мы российский производитель». Я это отношу к арматурной отрасли в целом. Конечно, нужно создавать рыночные условия, в которых складывалась бы здоровая конкуренция между отечественными производителями и зарубежными. Мы понимаем, что импортозамещение в одночасье не дает преференцию российскому производителю, который будет сидеть и ждать, когда на голову свалится манна небесная в виде директивы закупать только отечественный продукт. Как я уже говорил, мы больше 10 лет назад приступили к созданию конкурентоспособной продукции, получили видимые результаты, рассказали о них потребителю, и вправе рассчитывать на то, что наши потребители и их проектировщики перестанут слепо тиражировать проекты, где в свое время применили импортное оборудование, которое сегодня однозначно имеет российские аналоги.

Armtorg: Сильно ли промышленники сейчас зависят от импорта?
С.К.: Безусловно, мы зависим от импортных технологий, в каждой отрасли больше или меньше. Например, в станкостроении эта зависимость особенно сильна. А что касается арматуры – это как раз та отрасль машиностроения, которая в России наиболее конкурентоспособна и имеет значительный экспортный потенциал. Вопрос только в системном продвижении этой продукции как в России, так и за ее пределами.



Armtorg: Какими конкурентными преимуществами обладает именно ваша продукция по сравнению с импортной?
С.К.: Основной фактор – то, что технические решения изделий ЗАО «Тулаэлектропривод» (да и не только тульского привода, но и продукции наших коллег из Томска и Чебоксар) – это достойные конкуренты той продукции, которую предлагают зарубежные компании на российском рынке. Я уверен, что продукция российских производителей способна заменить импорт.

Armtorg: А как вы себя оцениваете по критерию качества?
С.К.: Сегодня на сайте каждого уважающего себя предприятия присутствуют сертификаты СМК: ISO, TÜV и другие. По сути, все это мы уже проходили гораздо раньше. Во времена Советского Союза на предприятиях действовали очень жесткие стандарты и нормативы по обеспечению качества продукции, позволившие стране совершить огромный рывок в атомной энергетике, ВПК, космической отрасли и других. Однако, в условиях плановой экономики, в действовавших тогда системах обеспечения качества отсутствовала рыночная составляющая. «Тулаэлектропривод», сохранив имеющийся опыт, в числе первых предприятий в Тульской области получил сертификат о соответствии системы управления качеством европейскому стандарту. СМК нашего предприятия базируется на множестве составляющих. Это регламентация технологических процессов, входной и пошаговый контроль в процессе производства, модернизация производства, подготовка, обучение и мотивация персонала и многое другое. Но главным критерием деятельности является ориентация на заказчика и удовлетворение его потребностей. Результатом нашей работы стало то, что при выпуске порядка 13 тысяч единиц продукции в год количество подтвержденных отказов составило 0,37% (или около 40 единиц продукции). Однако нас и этот достаточно неплохой показатель не устраивает. На основе анализа причин отказов изделий мы планируем усовершенствовать методику входного контроля закупаемых электродвигателей, электроники и других комплектующих, внедрить ряд мероприятий по повышению качества механообработки заготовок, а также при сборке готовой продукции.

Armtorg: Как будет дальше развиваться линейка интеллектуальных приводов?
С.К.: Сегодня понятие «интеллектуальный привод» обычно подразумевает, в том числе и с точки зрения заказчика, наличие в приводе встроенного реверсивного пускателя, возможность дискретного, аналогового и цифрового управления. Все эти функции присутствуют в тульском приводе. Иногда упоминается об управлении с помощью Bluetooth, либо по радио или GSM-каналу. Однако, как правило, заказчик не рискует применять эти методы на данном этапе технического развития. В свое время законодателем моды в части создания интеллектуальных приводов стала компания Rotork. Но сегодня российские производители приводной техники во многом уже догнали своих западных конкурентов. Это касается, в частности, и выполнения приводом отдельных функций по самодиагностике и диагностике состояния арматуры. Мы также работаем в этом направлении.



Armtorg: А дополнительные опции?
С.К.: Сегодня мы освоили изготовление интеллектуальных приводов с цифровым управлением по наиболее распространенным у нас протоколам Modbus и Profibus. Однако мы столкнулись с потребностью, хоть и достаточно редкой, использовать протокол Foundation Fieldbus. Освоением этого протокола мы сейчас занимаемся. Периодически возникают задачи такого рода, и мы готовы их решать.

Armtorg: Расскажите о работе вашей конструкторской службы.
С.К.: Чуть более 10 лет назад при заводе «Тулаэлектропривод», помимо отдела главного конструктора, основной задачей которого является поддержка производства, был создан инженерный центр, силами которого была разработана вся новая линейка многооборотных приводов ЭП4 и новая линейка неполноповоротных приводов ЭПН со всем разнообразием модулей управления. Мы своими силами разработали, изготовили и аттестовали стендовое оборудование для проведения приемо-сдаточных испытаний как многооборотных, так и неполнооборотных приводов. Наши конструкторы обеспечены необходимыми техническими и программными средствами для выполнения своих задач, а костяк коллектива составляют ведущие специалисты, пришедшие к нам из ведущих вузов и оборонных предприятий Тулы.

Armtorg: В номенклатуре предприятия сейчас есть и интеллектуальные приводы, и классические решения. Как вы считаете, интеллект окончательно вытеснит классику?
С.К.: Классика, безусловно, останется в том или ином варианте. Не везде нужен интеллект. Например, приводы для атомной энергетики в определенных системах не могут применяться с электронными интеллектуальными модулями, установленными непосредственно в составе привода. В этих ситуациях более рациональным и приемлемым является вариант применения простого классического привода с набором датчиков, устойчивых к воздействию внешней среды, с вынесенным за пределы высокотемпературной или радиоактивной зоны электронным модулем управления. Такое техническое решение у нас также имеется. В то же время, уровень автоматизации технологических процессов постоянно растет, соответственно, и управление трубопроводной арматурой должно быть максимально удобным, сопряженным с любой АСУ ТП верхнего уровня.



Armtorg: Что для вас качество?
С.К.: Качество – ключевое понятие, то, над чем мы работаем постоянно. Первая составляющая – менталитет людей, которые работают на заводе. Вторая – позиционирование себя на рынке как предприятия, которое отвечает за свою продукцию. Третья – это уровень технологий, применяемых при изготовлении тех или иных элементов, входящих в структуру привода. Все эти составляющие – постоянно в зоне внимания, в процессе совершенствования.

Armtorg: Что вы хотели бы пожелать коллегам в 2016 году?
С.К.: Прежде всего – удачи и успехов. А еще, на мой взгляд, важно учиться любить себя и свою страну. Как только научимся – все у нас пойдет на лад!



Также рекомендуем просмотреть серии видеорепортажей, с производственной площадки ЗАО «Тулаэлектропривод»:

Видеорепортаж. ЗАО "Тулаэлектропривод". Литейный цех. Часть I.

Видеорепортаж. ЗАО "Тулаэлектропривод". Металлообрабатывающий цех. Часть II.

Видеорепортаж. ЗАО "Тулаэлектропривод". Проверка комплектующих и контроль качества. Часть III.

Видеорепортаж. ЗАО "Тулаэлектропривод". Модернизация предприятия на примере цеха №5. Часть IV.

Видеорепортаж. ЗАО "Тулаэлектропривод". Участок электронных компонентов и интегральных плат. Часть V.

Видеорепортаж. ЗАО "Тулаэлектропривод". Участок механической сборки и комплектации. Часть VI.


Справка:

ЗАО «Тулаэлектропривод» - ведущее предприятие России по производству электроприводов для трубопроводной арматуры с 70-летней историей. Основное направление деятельности – проектирование, изготовление, поставка и сервисное обслуживание электроприводов для трубопроводной арматуры. Заказчиками являются дочерние компании и подразделения ОАО "Газпром", ОАО "Лукойл", ОАО "Сибур Холдинг", ОАО "Сургутнефтегаз", АО "КазТрансОйл", РУП "Производственное объединение "Белоруснефть"" и другие компании по добыче, переработке и транспортировке нефти и газа.

Тульские электроприводы, в том числе интеллектуальной импортозамещающей серии ЭП4, эксплуатируются на объектах ОАО "Северсталь", ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат", на Навоийском и Алмалыкском горно-металлургических комбинатах Узбекистана, поставлялись на Хелуанский металлургический завод (Египет), а также рудники АК "Алроса".

Крупнейшими потребителями продукции в энергетической отрасли являются в первую очередь объекты атомной энергетики. Это все атомные станции концерна "Росэнергоатом", НАЭК "Энергоатом" Украины, строящиеся и действующие энергоблоки Китая ("Тяньваньская АЭС"), Индии (АЭС "Куданкулам"), возводимые компанией ЗАО "Атомстройэкспорт", а также предприятия по хранению и утилизации отработаного ядерного топлива, научно-исследовательские реакторы и другие объекты. Продукция ЗАО "Тулаэлектропривод" нашла своё применение на объектах ОАО "Мосэнерго", ОАО "Мостеплосети", ЗАО "КЭС-Холдинг", территориальных теплосетях и водоканалах, и множестве других объектов тепловой энергетики и коммунального хозяйства.

Узнать больше о ЗАО «Тулаэлектропривод», можно здесь

Пресс-служба МЦ Armtorg по материалам журнала Трубопроводной Арматуры "Вестник Арматуростроителя" № 1 (29) 2016.

Метки Тулаэлектропривод импортозамещение Красковский Сергей Владимирович Вестник Арматуростроителя

Смотрите также:

«Роснефть» ввела в эксплуатацию новый нефтегазодобывающий кластер в Западной Сибири

«Роснефть» ввела в эксплуатацию новый нефтегазодобывающий кластер в Западной Сибири

«Роснефть» начала отгрузку первой партии товарной нефти нового Эргинского кластера в трубопроводную систему «Транснефти». В...

«РЭП холдинг» реализовал проект по техническому руководству ремонтом оборудования ОАО «Гродно Азот»

«РЭП холдинг» реализовал проект по техническому руководству ремонтом оборудования ОАО «Гродно Азот»

Специалисты «РЭП Холдинга» осуществили техническое руководство ремонтом основного технологического оборудования крупнейшего...

ОМК сообщает об итогах участия в Неделе металлов в Москве

ОМК сообщает об итогах участия в Неделе металлов в Москве

Объединенная металлургическая компания (АО «ОМК», г. Москва) приняла участие в Неделе металлов в Москве. В рамках этого мероприятия...


Последние добавления библиотеки(Предложить книгу)