вид  
9 Июля 2020г, Четверг€ — 80.4062,  $ — 71.2379загрузить приложение Armtorg.News для Андроидзагрузить приложение Armtorg.News для iphone

Медиагруппа ARMTORG. Миф о принципиально разных конструкциях шаровых кранов

29 Июня 2020
Медиагруппа ARMTORG. Миф о принципиально разных конструкциях шаровых кранов
Медиагруппа ARMTORG предлагает к прочтению следующую статью из третьего выпуска журнала «Вестник арматуростроителя». Материал посвящен мифам о принципиально разных конструкциях шаровых кранов.

С творцами мифов спорить невозможно, так что оставим их их же творчеству


Фазилъ Искандер

Одним из самых распространенных мифов на сегодняшний день является легенда о принципиально разных конструкциях шаровых кранов, предназначенных для установки на системы водоснабжения и газоснабжения, т. е. осуществляющих транспортировку жидких и газообразных сред.

Миф: конструкция кранов на газ и воду (рис. 1, 2) принципиально разная, отличие заключается в уплотнительных элементах.

Для более полной картины предлагаем рассмотреть два аспекта:

• различия в конструкции кранов на воду и газ, и чем они обоснованы;
• поиск причин возникновения данного мифа.

При рассмотрении конструкций кранов для различных фаз транспортируемых сред (жидкие и газообразные) кардинальных изменений в кранах для воды и газа не наблюдается.

При этом важно рассмотреть всю конструкцию в целом. Отметим, что материалы основных частей шарового крана, а именно корпус, патрубок и горловина, сделаны из одинаковых металлов (ст. 20, ст. 09Г2С и т. д.). Шток в обеих конструкциях выполнен из нержавеющей стали, имеет бурт, препятствующий его выталкиванию. На штоке различными изготовителями выпускаемых кранов установлено два либо три О-образных резиновых уплотнителя. Именно химический состав этих колец, отвечающих за герметичность узла шток-горловина, является первым отличием между кранами для воды и газа.

Самый распространенный материал для крана в исполнении на воду – это фторкаучук (EPDM – этиленпропилендиеновый каучук; FРМ, FКМ, Viton – фтористые каучуки), краны в исполнении на газ NBR устанавливают псевдоспециалисты, потому как бутадиен-нитрильный каучук (каучук специального назначения) используется сугубо в среде нефтепродуктов, а вот HNBR-гидрированный бутадиен-нитрильный каучук как раз создан для газа. Порой некоторые производители используют на воде (на больших температурах) фторкаучуки, но они очень дорогие, плюс EPDM.

Есть и жаростойкие для воды, и приемлемые в цене, и отлично стоят при температуре +150-180 °С. Латунные шаровые краны для газа и воды также абсолютно одинаковые по конструкции, они даже могут иметь одинаковые сальники на штоке в виде PTFE, но просто сертифицированы по-разному. Если сальники из эластомеров, то здесь будет различие: для воды – из EPDM и для газа из – HNBR.

Медиагруппа ARMTORG. Миф о принципиально разных конструкциях шаровых кранов

Далее рассмотрим узел шар-седло: в обеих конструкциях шар выполнен из нержавеющей стали, он поджимается седлами, выполненными из РТFЕ + 20 % углерода (графитонаполненный фторопласт).

На узле патрубок-фторопласт-шар можно наблюдать второе отличие – наличие торцевого уплотнения на фторопласте (между седлом и патрубком) у крана на газ и его отсутствие на кране для воды.

В обеих конструкциях расположены опорные кольца, за которыми установлены тарельчатые пружины – нужный и очень важный элемент в современной конструкции, обеспечивающий ее стабильную работу при различных температурных режимах (при низких температурах кран не теряет герметичность из-за усадки седла, а при повышенных – при сохранении герметичности шар не заклинивает в седлах).

При рассмотрении конструкции двух кранов мы выявили два принципиальных отличия:

• различный химический состав уплотнительных колец на узле шток-шар;
• наличие дополнительного уплотнения по торцовой части фторопласта у кранов на газ и его отсутствие у кранов на воду.

Данные отличия могут быть обусловлены следующими факторами:

• различный химический состав резиновых уплотнителей, он на штоке подобран в соответствии с параметрами рабочих сред, на которые изготавливаются краны. Так, фторкаучук – отличный уплотнитель с высокой износостойкостью и стойкостью к различным средам. Он имеет отличные показатели по высоким температурам применения (до +200 °С), но в то же время теряет свои свойства при отрицательных температурах (что, в принципе, не имеет значения при эксплуатации на воде и в других жидких средах, температура которых в трубопроводе всегда положительная). А нитрильные каучуки хороши по своим физико-химическим показателям при эксплуатации на отрицательных температурах (сжиженные углеводороды могут иметь отрицательную температуру транспортировки), но теряют свои свойства при высоких температурах (свыше +100 °С), что распространено на теплоснабжении, но исключено при транспортировке СУГ и природных газов;
• наличие же или отсутствие торцового уплотнителя на седле фторопласта, которое обусловлено тем же, что и выбор уплотнителя по штоку – параметрами эксплуатации (а именно температурой). Так, при высоких температурах линейные расширения, которые могут нарушить работоспособность крана, компенсируются (устраняются) тарельчатыми пружинами. А вот при отрицательных температурах появляется дополнительная проблема в виде усадки фторопласта не только в линейном размере (который компенсируется все той же тарельчатой пружиной), но и в диаметральном (место соприкосновения седла с патрубком).

Именно торцовый уплотнитель (нитрильные каучуки, работающее в отрицательных температурах) сохраняет герметичность крана при низких температурах. А вот при положительных и высоких температурах данный элемент становится ненужным.

Таким образом, можно сделать вывод, что конструкции кранов принципиально не отличаются. Отличаются лишь уплотнители. И единственной проблемой изготовления крана, который будет работать как на жидких, так и на газообразных средах, является проблема выбора уплотнения и готовность производителя пойти на этот шаг.


Размещено в номере: «Вестник арматуростроителя», № 3 (59) 2020


Метки трубопроводная арматура шаровые краны журнал запорная арматура Вестник Арматуростроителя Медиагруппа ARMTORG журнал "Вестник арматуростроителя" статьи

Смотрите также:
ИркутскНИИхиммаш, АО. Кузнецов К.А. Быстросборные трубопроводные шлейфы с бугельными соединениями ИркутскНИИхиммаш, АО. Кузнецов К.А. Быстросборные трубопроводные шлейфы с бугельными...
Перед вами следующая публикация из журнала «Вестник арматуростроителя», № 3 (59) 2020. В данном материале речь пойдет о быстросборных трубопроводных шлейфах с бугельными соединениями.
В лаборатории ООО «РТМТ» запущен переносной рентгеновский аппарат «Арина-7» В лаборатории ООО «РТМТ» запущен переносной рентгеновский аппарат «Арина-7»
В Центральной заводской лаборатории предприятия ООО «РТМТ» начал работать переносной рентгеновский аппарат «Арина-7».
На заводе «Армалит» активно развита система обучения сотрудников На заводе «Армалит» активно развита система обучения сотрудников
Руководство предприятия «Армалит» уделяет большое внимание повышению квалификации сотрудников. Так, на заводе развита система обучения через наставничество, благодаря которой новое поколение сотрудников завода набирается практических знаний и...
Последние добавления библиотеки(Предложить книгу)