29 Апреля 2017г, Суббота€ — 62.0440,$ — 56.9838

Алексин "Тяжпромарматура" (АЗТПА). История арматуростроения России. Репортаж из музея предприятия. Часть III.

17 Марта 2017

Уважаемые друзья, коллеги! Наша команда продолжает обзор российских предприятий в видеорепортажах, которые мы готовим специально для вас, для всех специалистов, которые интересуются отраслью арматуростроения и ее историей.  На портале стартовал новый крупный проект: мы публикуем, пожалуй, один из самых замечательных видеорепортажей в 2017 году, и он посвящен крупнейшему российскому предприятию - Алексинскому заводу тяжелой промышленной арматуры "Тяжпромарматура"! 

Внимательные зрители и читатели уже оценили то, что показ этого цикла начался необычно: с интереснейшего видеорепортажа об истории предприятия, богатой, насыщенной.  

В послевоенные годы появление и развитие в стране газовой отрасли ознаменовало новую ступень развития отечественного производства. На этом этапе Мышегский завод впервые взялся за изготовление арматуры для транспортировки природного газа. Впоследствии именно арматура для газовой промышленности займет львиную долю мощностей и объемов производства. Развитие новой сферы проходило под знаком острейшей конкурентной борьбы: зарубежные фирмы оказались быстрее в разработке новых инженерных решений и технологий и сразу захватили лидерство на рынке. Проблема заключалась еще и в том, что станкостроительная промышленность не удовлетворяла нужд тех отраслей производства, где требовались специальные станки, а качество выпускаемой продукции должно было находиться на достойном уровне. Поэтому инженерам приходилось самостоятельно модернизировать уже работающие металлообрабатывающие станки, чтобы они соответствовали их потребностям.

В начале 50-х годов за рекордно короткий промежуток времени завод освоил производство конусных кранов на газопроводы диаметром от 50 до 700 мм на давление 64 атмосферы. Стоит отметить, что подобную продукцию на тот момент производили только зарубежные предприятия, и Мышегский арматурный завод стал первенцем в освоении столь значимых и необходимых видов продукции тяжелого машиностроения для строящихся нефте- и газопроводов в СССР....

Подробнее - в третьей части большого видеорепортажа об истории Алексинского завода "Тяжпромарматура":


Тем не менее, конусные краны не могли обеспечить достаточно высокую пропускную способность газопроводов – конусная пробка сужала сечение газопровода на 30%.

В 60-е годы была разработана конструкция шарового крана. Запорным узлом теперь был шар правильной формы, а размер проходного сечения был равен диаметру трубопровода. Теперь появилась возможность увеличить диаметр газопроводов до 1400 мм и поднять давление до 80, а затем до 125 и 160 атмосфер.

  

 

  


Завод снова включился в конкурентную борьбу идей и технологий. И опять проблемой номер один стало отсутствие оборудования, необходимого для изготовления шаровых пробок. Специалисты завода сами спроектировали и собрали специальные станки, способные обработать сферическую поверхность. Но для крупномасштабного производства кранов этого было недостаточно. Благодаря поддержке газовой отрасли была закуплена партия токарно-шлифовальных сферообрабатывающих станков для обработки шаровых пробок диаметром до 700 мм. Мощности завода возросли, и это позволило удовлетворить потребности газовых предприятий.

В дальнейшем конструкторские и технологические решения, предложенные специалистами завода, а также успешное сотрудничество с предприятиями-партнерами позволили усовершенствовать производство шаровых кранов. Была повышена герметичность затвора, понижено трение, сокращено количество разъемных соединений, уменьшена масса арматуры за счет применения более совершенных приводов, применена новая конструкция блока дистанционного управления. Заводом были закуплены уникальные специальные станки, как у отечественных, так и у зарубежных станкостроительных фирм. В результате технического перевооружения все финишные операции производства деталей и узлов шаровых кранов осуществлялись на специализированных станках и обрабатывающих центрах, обеспечивающих высокую точность.

  

 

  


В 60-е годы началась третья масштабная реконструкция завода, которая полностью изменила профиль предприятия. Из полукустарного маломеханизированного производства завод постепенно становится крупным предприятием союзного значения.

В 1965 году продукция завода стала экспортироваться в 29 стран мира. Арматура с маркой МАЗ – Мышегский арматурный завод – была установлена на крупнейшем в Индии Бхилайском металлургическом комбинате, на высотной Асуанской плотине в Египте, на историческом и крупнейшем по тем временам в мире нефтепроводе «Дружба». За успешное выполнение плана семилетки несколько работников завода были награждены Орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.

Восьмой пятилетний план (1966-1970 гг.) предусматривал строительство магистральных газопроводов из Тюменской области, Узбекистана, Туркмении, севера европейской части России общей протяженностью 30 тыс. км. Освоение тюменских газовых месторождений потребовало разработки новой запорной арматуры.

В 1970 г. было освоено производство первых в СССР магистральных шаровых кранов Ду 150-1000 мм на повышенное давление в обычном и северном исполнении. Большим достижением завода и всего отечественного арматуростроения стал выпуск первых шаровых кранов Ду 1200 мм на давление 64 атм., весом 25 т.

  


С февраля 1972 года предприятие получило новое и привычное сегодня для всех арматуростроителей имя - алексинский завод «Тяжпромарматура». 

За все время существования завода на нем сменилось множество руководителей и появились трудовые династии, общий стаж работы которых составляет от 300 до 600 лет! Благодаря труду, самоотверженной отдаче и стараниям каждого руководителя и рабочего в истории предприятия появлялись новые славные страницы.

Так, в период с 1978-1985 гг. директором завода был Владимир Васильевич Панченко. В числе ярких достижений того периода можно выделить создание единой системы управления и значительное повышение надежности выпускаемой трубопроводной арматуры, которая впоследствии получила почетный «Знак качества», которым отмечались предприятия, выпускавшие самую лучшую продукцию.

  



В 1980 году, помимо расширения линейки выпускаемой номенклатуры и повышения технического уровня производства, были сделаны крупные инвестиции в социальную сферу. Этот период ознаменовался благоустройством завода и реконструкцией тогда еще поселка арматуростроителей Алексина. Кроме этого, было построено и сдано в пользование городское общежитие для малых семей, новенький комплекс поликлиники, детский сад. В том же году был сдан в эксплуатацию санаторий-профилакторий «Жалка», который сегодня является главным спортивно-оздоровительным центром всего Алексина.

В 1982 году был реконструирован мост через реку Мышега. В настоящее время мост со львами является одним из символов города Алексина. За большой вклад в развитие отечественного арматуростроения коллектив завода был награжден, в числе прочего, Орденом Трудового Красного Знамени. Сам В.В. Панченко является кавалером орденов Почета, обладателем медалей «За доблестный труд», «Ветеран труда» и звания «Почетный гражданин города Алексина и Алексинского района».

  


" В ноябре 1992 года завод был приватизирован и стал акционерным обществом открытого типа – ОАО «Тяжпромарматура». "

На сегодняшний день Алексинский завод тяжелой промышленной арматуры является крупнейшим в России специализированным предприятием по производству трубопроводной арматуры для различных отраслей промышленности. При сохранении традиционной продукции на предприятии постоянно расширяют номенклатуру, оперативно реагируя на требования рынка.

  

 

  


В начале 2006 года завод получил заказ на изготовление шиберных задвижек для стройки международного масштаба – нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий Океан». Для этого проекта предприятие подготовило и освоило производство оборудования, аналогов которому ни в России, ни в мире до этого не было. Высочайшие требования к качеству, безопасности и экологичности проекта сформировали соответствующие требования к трубопроводной арматуре. Повышенные рабочие давления, высокие перепады на затворе (до 100 атм.), с сейсмостойкостью до 10 баллов по шкале MSK, эксплуатация в жестких климатических условиях – вот далеко не полный перечень требований к шиберным задвижкам, которые установил заказчик. Для этого проекта был выполнен огромный объем работ: найдены новые конструкторские решения, разработаны новые материалы, изготовлено и испытано новое оборудование. В кратчайшие сроки удалось спроектировать и создать опытные образцы шиберных задвижек DN 700; 800; 1000; 1200 мм, PN от 80 до 15 МПа для этого нефтепровода. Уже в конце 2006 года заказчику был отгружена первая партия новой арматуры.

Алексинский завод участвовал в становлении атомной энергетики СССР, поставляя запорную и предохранительную арматуру на все атомные станции, строившиеся как в СССР (Нововоронежская, Кольская, Ленинградская, Чернобыльская, Игналинская, Смоленская, Запорожская АЭС и др.), так и за рубежом, где возводились АЭС по проектам СССР («Ловииса» в Финляндии, «Козлодуй» в Болгарии, «Норд» в ГДР, «Пакш» в Венгрии и др.) Для изготовления арматуры на АЭС заводу пришлось провести серьезную подготовку специалистов и производства. Были освоены сложные способы сварки ответственных сварных соединений, их контроль разрушающими и неразрушающими методами. В дальнейшем методы контроля арматуры для АЭС были перенесены на арматуру для газовой промышленности.

  

 

  


В 2008 году после достаточно длительного перерыва на предприятии было возобновлено производство высокотехнологичной трубопроводной арматуры для АЭС. В этом же году предприятие осваивает широкую линейку арматуры для АЭС: клиновые задвижки до 24,5 МПа, клапаны обратные до 20 МПа. Новая продукция завода для атомной энергетики имеет более высокие показатели долговечности и надежности по сравнению с аналогами. Назначенный срок службы корпусных деталей составляет 50 лет, а быстроизнашивающихся – 10 лет; средняя наработка на отказ – 1400 циклов. В настоящее время конструкторы предприятия разрабатывают полную линейку обратных затворов с диаметром прохода от 300 до 1200 мм, рассчитанных на работу в диапазоне давлений от 2,5 до 12,5 МПа. Эта продукция предназначена для автоматического перекрытия трубопровода с целью предотвращения обратного потока рабочей среды в нефтепродуктопроводах, в технологических схемах перекачивающих станций и резервуарных парков.

  

 

  


В 2010 году завод переименован в Закрытое акционерное общество «Алексинский завод тяжелой промышленной арматуры». 

Узнать больше об АО «Тяжпромарматура» можно здесь

 

Смотрите весь цикл материалов о предприятии "Тяжпромарматура":

 

1. История арматуростроения России. Репортаж из музея предприятия. Часть I.
2. История арматуростроения России. Первая половина XX века. Репортаж из музея предприятия. Часть II.
3. История арматуростроения России. Репортаж из музея предприятия. Часть III.
4. Обзорное видео. Часть IV.
5. Участок металлопроката и заготовок трубопроводной арматуры. Часть V
6. Заготовительное производство трубопроводной арматуры. Часть VI
7. Изготовление шиберов. Часть VII
8. Участок сварки трубопроводной арматуры. Часть VIII
9. Автоматическая сварка под флюсом. Часть IX
10Цех выплавки стали (литейный цех). Часть X
11. Формовка деталей трубопроводной арматуры. Часть XI
12. Участок механообработки. Часть XII
13. Участок полировки шаровой пробки. Часть XIII
14Участок гальванических покрытий шаровой пробки и шиберов. Часть XIV



Метки Тяжпромарматура Алексинский завод тяжелой промышленной арматуры история арматуростроения видеорепортаж с производства история предприятия Репортаж о Тяжпромарматуре

Смотрите также:

Нефтегаз - 2017. Интервью с зам. руководителя проекта Нефтегаз А. Азовской: У нас бывают случаи, когда оборудование прямо со стендов уезжает на предприятия покупателей

Нефтегаз - 2017. Интервью с зам. руководителя проекта "Нефтегаз" А. Азовской: "У нас бывают случаи, когда...

Наш собеседник - Алена Азовская, заместитель руководителя проекта "Нефтегаз", рассказала о формировании деловой программы...

Поздравление с праздником 1 мая - мира и труда! От лица Игоря Юлдашева в Заметках главного редактора, №53 от 28.04.2017 г.

Поздравление с праздником 1 мая - мира и труда! От лица Игоря Юлдашева в "Заметках главного редактора", №53 от...

Это - особенный, предпраздничный выпуск "Заметок". Первый в череде грядущих праздников - 1 мая, праздник весны, мира и труда. Мы...

«ИФАЗ» поставил оборудование в адрес Белорусской АЭС

«ИФАЗ» поставил оборудование в адрес Белорусской АЭС

На Белорусскую АЭС отгружено и доставлено крупную партию задвижек производства “Ивано-Франковского арматурного завода”


Последние добавления библиотеки