вид  
30 Сентября 2020г, Среда€ — 93.0237,  $ — 79.6845загрузить приложение Armtorg.News для Андроидзагрузить приложение Armtorg.News для iphone

В России открылся и успешно развивается специализированный арматурный институт «Современные технологии Арматуростроительного Комплекса» (ООО ЦНИПИ «СТАРК»). Интервью с техническим директором Дмитрием Ивашовым

27 Января 2015
Когда-то на форуме портала Armtorg.ru обсуждалось, что в России практически нет инженерной школы по подготовке новых кадров, а об институте, где рассматривались бы актуальные задачи и решались вопросы по проектированию и разработке новых конструкций для нужд не просто отдельно взятого предприятия, а стороннего заказчика, и речи быть не могло. Но время идет, и наш сектор арматуростроения начинает выходить на новые рубежи, открывать новые амбициозные и интересные проекты.

Наверняка многие из арматуростроителей уже слышали аббревиатуру «СТАРК». Это институт, который сегодня успешно занимается созданием новых конструкций арматуры на основе инновационных технологий (технологии поверхностного упрочнения, технологии профилирования проточных частей арматуры, технологии защитных покрытий, наплавки, технологии обработки уплотнительных поверхностей) и инновационных материалов (стали и сплавы с повышенными механическими и коррозионными свойствами, новые уплотнительные материалы).

Центральный научно-исследовательский проектный институт «Современные технологии Арматуростроительного Комплекса» (ООО ЦНИПИ «СТАРК») был создан в 2013 году по инициативе ООО «Гусар», ЗАО «Конар» и АО «УКАЗ». Институт укомплектован опытными специалистами в области арматуростроения со стажем работы в данной области от 10 до 40 лет. Проектирование и расчеты новых видов трубопроводной арматуры осуществляются посредством современных программных продуктов — SolidWorks, SolidEdge, Ansys и т. п. Институт сотрудничает с ведущими научно-техническими центрами России: ГНЦ РФ ОАО НПО «ЦНИИТМАШ», ФГБОУ ВПО «НИУ «МЭИ».

В рамках рабочей встречи с техническим директором ООО ЦНИПИ «СТАРК» Дмитрием Ивашовым мы обсудили основные стороны работы молодого, но уже весьма перспективного института арматуростроения. О задачах, целях и, конечно же, инновациях ООО ЦНИПИ «СТАРК» вы сможете узнать из нашей беседы.

Armtorg: Здравствуйте, Дмитрий! Расскажите, как появился ЦНИПИ «Старк» и какой деятельностью он сегодня занимается.
Дмитрий: Институт был создан при участии трех компаний: Гусевский арматурный завод «Гусар» (г. Гусь-Хрустальный), группа компаний «Конар» (г. Челябинск), Усть-Каменогорский арматурный завод (г. Усть-Каменогорск, Казахстан). Эти три компании – наши «родители», основавшие институт. В Москве, под руководством к.т.н. С.А. Истомина, мы смогли собрать квалифицированных специалистов по арматурной тематике. Сегодня наш институт вместе с заводами осваивает новые для этих предприятий виды арматуры. Кратко расскажу о наших совместных проектах.

Завод «Гусар» – наш давний партнер, и совместно со специалистами завода мы сейчас проектируем шаровые краны от Ду 50 до Ду 1200 для ОАО «Газпром». Первые краны уже изготовлены и испытаны на полигоне в Саратове, получены все необходимые результаты для поставки кранов на объекты ОАО «Газпром».


Также вместе с «Гусаром» мы закончили интересную работу по бескавитационным регулирующим шаровым кранам. Для ОАО «АК «Транснефть» изготовлен опытный образец, который успешно прошел испытания, завод вошел в реестр поставщиков «Транснефть» по данным изделиям. Кроме того, совместно с ООО «Гусар» разработана и освоена арматура для нефтедобычи – это фонтанная арматура, елки, задвижки к ним и т. д.
Вместе с компанией «Конар» ведется разработка шаровых кранов на газ от Ду 500 до Ду 1400, сейчас закончили делать конструкторскую документацию, планируем изготовить два опытных крана Ду 500 и Ду 1200 для проведения испытаний на полигоне ОАО «Газпром» в Саратове. Шаровые краны для нефти – тоже достаточно интересная тема, думаем, что у нас получится разработать эффективную конструкцию. Большую совместную работу с компанией «Конар» мы ведем по импортозамещению. Это краны запорные и регулирующие взамен импортной арматуры для нефтехимической отрасли.
Совместно с Усть-Каменогорским арматурным заводом «УКАЗ» мы сейчас проводим обширные исследования современных защитных покрытий, сравнение гальванических методов, методов газотермического напыления и покрытий, нанесенных ионно-плазменным методом. Изготовлено большое количество образцов, которые сейчас проходят все лабораторные и стендовые испытания на коррозию, стойкость к агрессивным средам и т. д. Занимаемся разработкой модельного ряда клиновых задвижек.
Кроме работы с вышеперечисленными заводами, мы работаем с отечественными арматурными предприятиями, научными институтами, ЦНИИТМАШ, МЭИ, с компанией Mostro, выполняем работы для ООО «НИИ Транснефть» и включены в реестр потенциальных исполнителей НИОКР. Мы всегда открыты для взаимовыгодного сотрудничества!

Armtorg: С чего начинается каждая новая разработка?
Дмитрий: Во-первых, у нас собраны специалисты разных арматурных школ: ЗАО «Тяжпромарматура» (г. Алексин), ЧЗЭМ (г. Чехов), ЗАО «Фирма «Союз-01», и когда мы приступаем к какой-нибудь новой разработке, мы всегда смотрим, что другие сделали до нас, какие сложности и технологические нюансы возникали, обязательно проводим патентное исследование. Существующий штат расчетчиков, гидравликов позволяет нам разрабатывать конструкции с оптимальными решениями на основе современных методов расчетов. В своей работе мы стремимся быть как можно ближе к конечному потребителю, для этого мы проводим рабочие встречи в проектных институтах и на объектах эксплуатации. Например, недавно наш сотрудник был на Каспийском трубопроводном консорциуме, где были изучены реальные проблемы при эксплуатации шаровых кранов. По результатам этих взаимодействий с заказчиком рождается реальное техническое задание, которое реализуется в нужную для потребителя арматуру.

Armtorg: Какие, например, улучшения вы вносите в конструкции трубопроводной арматуры?
Дмитрий: Есть ряд проблем, которые еще не решены, например, проблема огнестойкости шарового крана для газа. Решение этой проблемы – в нюансах. У нас есть своя разработка, но не буду открывать секрет. А что касается, например, регулирующих клапанов для нефти, там очень важно при моделировании смотреть на кавитацию и срыв потоков, чтобы клапан не вибрировал. Фаска – казалось бы, незначительный нюанс, но она дает свой эффект! Без нее клапан начинает вибрировать. Мы можем немного изменить форму отверстий, кромок, фасок, ввести ограничения для более плавного регулирования, рекомендуем в существующих конструкциях применение новых материалов и защитных покрытий.

Armtorg: Многие уже говорят, что российские стали по ГОСТу не способны обеспечить все те преимущества, которые есть у зарубежных материалов. Так ли это?
Дмитрий: На Западе ассортимент сталей намного шире, градация мельче, то есть можно более точно подобрать нужную сталь, тем самым получить более конструктивно прочные изделия с наименьшим весом и габаритами. У нас с этим сложнее. Кстати, мы сейчас как раз проводим работу по подбору аналогов российских сталей к импортным, с последующей их аттестацией до уровня требований зарубежных стандартов.

Armtorg: А как можно стимулировать отечественных металлургов производить новые стали?
Дмитрий: Вопрос сложный. Ведь нужно не просто сварить сталь, а изготовить из нее литые или кованые заготовки. Здесь всем арматуростроителям необходимо объединить свои усилия для решения этих задач. Например, надо сформировать совместный «укрупненный заказ», для того, чтобы побудить у металлургов интерес осваивать новые стали.

Armtorg: Если у заказчика стоит импортный клапан и ему нужен аналог, как вы поступаете в такой ситуации, какие материалы берете?
Дмитрий: Мы подбираем российский аналог и экспертно убеждаем заказчика, что эта сталь отвечает необходимым требованиям. Это что касается химической и нефтехимической промышленности, а в атомной тематике все несколько сложнее, там есть полный перечень, от которого ты не можешь отклониться.

Armtorg: Востребованы ли у заказчиков ноу-хау в оборудовании или их устраивает нынешнее положение дел?
Дмитрий: Заказчику нужны те новшества, которые повышают потребительские качества арматуры, а просто «инновации ради инновации» – это ни к чему.

Приведу пример. ОАО «АК «Транснефть» закупает шаровые регулирующие краны компании Metso и при этом заинтересована в том, чтобы получить наши российские аналоги. Совместно с «Гусаром» мы выполнили НИОКР, и на сегодняшний день ОАО «АК «Транснефть» имеет возможность покупать краны российского производства.


Вот пример реального импортозамещения, можно сказать, ноу-хау для российского рынка. Такие ноу-хау востребованы. Понятно, что сразу невозможно создать полный аналог, и заказчик должен это понимать – ведь все начинается с чистого листа.

Armtorg: Какие еще новые типы продукции компания «Гусар» готовит к внедрению?
Дмитрий: Сейчас уже внедряются в производство шаровые краны для природного газа, в будущем планируем разработать шаровые краны для агрессивных сред, есть идеи создания шаровых кранов с верхним разъемом и уплотнением «металл-по-металлу». Краны для агрессивных сред можно будет применять, к примеру, на месторождении в Астрахани, где сейчас стоит зарубежная арматура. Это как раз программа импортозамещения. Думаю, что рано или поздно шаровые краны вытеснят обычную запорную арматуру и в недалеком будущем найдут свое применение на тепловых и атомных станциях.

Armtorg: Перейдем к теплоэнергетике. Какие разработки у вас сегодня есть в сфере регулирующих клапанов?
Дмитрий: По мере появления заказов мы занимаемся проектированием РОУ, БРОУ, снижением их металлоемкости и габаритов, применяем современные программные средства для их расчета. Есть и свои ноу-хау – система поддержания клапана в разогретом состоянии без сброса пара в атмосферу. Но в основном сейчас наши усилия сконцентрированы на нефтегазовом комплексе.

Armtorg: Какие проблемы сегодня существуют при проектировании арматуры в России?
Дмитрий: Считаю, что нам не хватает современного испытательного центра и современных методик испытаний. Чтобы получить современную арматуру, необходимо ее испытать по уровню современных требований.

Да, есть отдельный полигон ОАО «Газпром» в Саратове, есть стенд в Кашире, там испытывается арматура для АЭС, но этого недостаточно – то нет расхода, то среды, то методике «100 лет в субботу». Все-таки надо пересмотреть подходы к испытанию арматуры.


Двойной обратный клапан прошел все испытания в Кашире, на испытаниях все было отлично, но когда его поставили на атомную станцию «Куданкулам» (Индия), он работать отказался, и пришлось приложить немало усилий, чтобы доработать его на месте, поставить новые запчасти. Приемочные испытания не смогли выявить ошибки, связанные с выбором материала отдельных деталей, конструкторские ошибки. Поэтому надо как-то пересмотреть современные методики испытаний. Во-первых, надо стараться применять на испытаниях те рабочие среды, на которых арматура используется. Если это морская среда, значит, на испытаниях нужна морская вода, если это нефть, необходимо испытать на нефти.

Armtorg: Планируете ли вы разработки арматуры для СПГ?
Дмитрий: В настоящее время мы проводим работу по технической части маркетинга СПГ с привлечением специалистов Sempell-Pentair.

Armtorg: С чего начинается работа, когда к вам поступает заказ?
Дмитрий: В первую очередь мы разрабатываем техническое задание, составляем документ, где в целом описываем ту будущую конструкцию, которую заказчик хочет получить, проводим патентные исследования, и после согласования ТЗ приступаем к работам. Обоснование, материалы, расчеты, технические условия – все это мы берем на себя. При необходимости проводим научно-технические консультации с ведущими материаловедческими и специализированными институтами: ЦНИИТМАШ, ЦКТИ, МЭИ, НИИхиммаш. В итоге заказчик получает то, что прописано в техническом задании.

Armtorg: Благодарим за рассказ о вашем институте! Надеюсь, что наши читатели будут смело к вам обращаться, в том числе за консультациями.
Дмитрий: Мы оказываем консультации, и даже организуем обучение специалистов по арматурной тематике. Если есть вопросы, я с удовольствием на них отвечаю, так что обращайтесь!

Armtorg: В заключение беседы – ваши пожелания проектным институтам, эксплуатирующим организациям и, конечно же, читателям портала и журнала.
Дмитрий: Проектным институтам я бы посоветовал установить постоянные контакты с ведущими арматурными институтами. Мы, со своей стороны, готовы приезжать в институты, рассказывать, показывать и объяснять значение новых потребительских свойств арматуры, организовать процесс правильного выбора арматуры. От специалистов проектных организаций зависит очень многое. Правильный выбор арматуры и дальнейшая ее успешная эксплуатация зависят от правильного заполнения опросного листа и согласования технического задания. Обязательно должна быть обратная связь, чтобы исправлять ошибки и дорабатывать, совершенствовать оборудование. Нам всем необходимо повышать свою квалификацию, общаться и консолидироваться. Только совместная работа по импортозамещению позволит избавиться от импортозависимости, перейти от импорта к экспорту арматуры, стать новую ступень развития.


Полная версия интервью доступна в журнале Вестник арматурщика № 7 (20) 2014

Узнать больше о Центральном научно-исследовательским проектным институтом «Современные технологии Арматуростроительного Комплекса» (ООО ЦНИПИ «СТАРК»), можно здесь

Метки проектирование и конструирование запорной арматуры проектирование трубопроводной арматуры ЦНИПИ «СТАРК» СТАРК Дмитрий Ивашов

Смотрите также:
«ЭкваТэк-2020». Интервью с директором по развитию ООО «ЯФАР РУС» Валерием Елизаровым «ЭкваТэк-2020». Интервью с директором по развитию ООО «ЯФАР РУС» Валерием Елизаровым
Уважаемые друзья и коллеги! Медиагруппа ARMTORG запускает публикацию серии интервью с участниками международной выставки «ЭкваТэк-2020», которая прошла с 8 по 10 сентября.
Медиагруппа ARMTORG. Периметр 2020. Развитие арматуростроительных предприятий. ООО «Арматурный Завод» Медиагруппа ARMTORG. Периметр 2020. Развитие арматуростроительных предприятий. ООО...
Перед вами следующая статья из четвертого выпуска журнала «Вестник арматуростроителя». На этот раз речь пойдет о том, как справился с кризисом 2020 года «Арматурный Завод» и в каких направлениях развивалось его производство.
Завод «МашСталь» получил сертификаты соответствия СМК критериям стандарта ISO 9001:2015 и директивы 2014/68/EU Завод «МашСталь» получил сертификаты соответствия СМК критериям стандарта ISO 9001:2015...
Литейно-механический завод «МашСталь» получил сертификаты соответствия критериям стандарта ISO 9001:2015 и директивы 2014/68/EU. Аудит проведен организацией «ТЮФ Рейнланд-България».
Последние добавления библиотеки(Предложить книгу)