вид  
27 Июня 2022г, Понедельник€ — 55.9640,  $ — 53.3234загрузить приложение Armtorg.News для Андроидзагрузить приложение Armtorg.News для iphone

ООО «Лортэкс Эко». Ануфриев В.П. Владельцам и руководителям производств: посчитаем еще раз «инженеры» и инженеры

1 Июля 2021
ООО «Лортэкс Эко». Ануфриев В.П. Владельцам и руководителям производств: посчитаем еще раз «инженеры» и инженеры
Перед вами следующая статья из третьего номера журнала «Вестник арматуростроителя». Автор материала – генеральный директор ООО «Лортэкс Эко» Василий Ануфриев. Соавторами стали Дмитрий Чвялев, Андрей Волин.

Президент В. Путин: «Необходимо добиться кардинальных сдвигов в увеличении производительности труда на основе современных передовых технологий, роста квалификаций и новых компетенций» (инвестфорум «Россия зовет»).

Инженер С. Пищальников
: «Вообще-то у нас подход такой, посеяли 20 кг картошки, выкопали 21 кг. успех!».

По пути застоя?

Поводом к написанию настоящего материала послужила недавняя встреча с высокопоставленными сотрудниками инженерной службы крупного горно-металлургического холдинга. Обсуждали опыт применения на одном из предприятий холдинга нового керамического крана, вышедшего из строя после 8 месяцев эксплуатации из-за несоблюдения регламента (рис. 1).

По тому, как вели дискуссию оппоненты, стало понятно, что техническая часть вопроса их совсем не интересует. Ни причины разрушения, ни конструкция, ни состояние сохранившихся частей крана, ни пути устранения проблем, ни выводы, ни перспективы – ничего, относящегося к технике! Ничего! Ни одного вопроса по свойствам материала, уникального по своей стойкости и имеющего масштабную практику применения на аналогичных потоках по всему миру! Высокие «инженеры» сидели и бубнили: «Это стоит дороже, а вот то стоит дешевле…».

ООО «Лортэкс Эко». Ануфриев В.П. Владельцам и руководителям производств: посчитаем еще раз «инженеры» и инженеры

Курьез? Да не вполне. Такая картина у нас обычная практика: первый вопрос у многих «инженеров» не сколько это стоИт, а сколько это стОит. Надежность, долговечность, качество, техника – это все далекая периферия. Сначала деньги! Так понимается экономия средств предприятия.

Работа инженера низведена к простому сравнению двух чисел. Люди, получившие высшее техническое образование, не осознают, что передовая техника, современные конструкторские решения, стойкие материалы – это не забавы для богатых, это и есть реальное решающее средство экономии, применяемое на самых успешных производствах, именно благодаря этому и ставших передовыми, эффективными и процветающими.

Несомненно, эти незаинтересованность и консерватизм инженеров, непосредственно работающих с техникой, – прямой путь к застою и технологическому отставанию, снижению конкурентоспособности продукта, производимого предприятием.

ООО «Лортэкс Эко». Ануфриев В.П. Владельцам и руководителям производств: посчитаем еще раз «инженеры» и инженеры

Поясним примером из нашей практики: на потоке сухого хлора (яд!) регулярно с периодичностью раз в десять дней меняют сальник клапана, на другом предприятии используют сильфонный клапан, срок службы которого составляет 10-12 месяцев, еще одно предприятие в том же регионе закупает дорогие, но надежные сильфоны LVM (гарантия от утечек не менее 5 лет). Сравнительная диаграмма затрат показана на рис. 2.

Трудно понять и тем более поддержать аргументацию, которой руководствуются специалисты первого предприятия, отстаивающие правильность многолетней рутины: «Есть байпасная линия, отлажена практика удаления хлора при переключении потока, есть рабочий, который обеспечивает своевременное обслуживание сальников (не увольнять же его), режим установлен и отлажен годами, зачем менять…».

Не сознают, что современное надежное, долговечное устройство просто разом устранит все эти режимы, многочисленные текущие операции, расходы? Нет, причина проще: незыблемым приоритетом определена здесь цена изделия, а роль инженера принижена и низведена до уровня техника по обслуживанию оборудования. И кажется, его это устраивает. Неинтересно.

ООО «Лортэкс Эко». Ануфриев В.П. Владельцам и руководителям производств: посчитаем еще раз «инженеры» и инженеры

Нередко уже на уровне подготовки тендерного предложения приходится объяснять заказчику, отстаивающему заведомо неэффективную конструкцию: ТЗ нереалистично, 12 месяцев такое изделие не простоит, предлагать не станем. «Нет, давай под мою ответственность, дороже купить все равно не дадут». Его ответственность…

Контраст: работа для крупной итальянской фирмы «Текнимонт». Наши инженеры предложили заказчику сэкономить средства за счет применения менее дорогого уплотнения для шаровых кранов. На что итальянцы с удивлением ответили: «Нам не надо дешевле, нам надо, чтобы долго и надежно работало». Работает с тех пор уже шесть лет.

ООО «Лортэкс Эко». Ануфриев В.П. Владельцам и руководителям производств: посчитаем еще раз «инженеры» и инженеры

Указанием на то, что многим нашим предприятиям надо менять вектор, является очевидное отклонение его от мирового тренда.

Последние годы задвижки (громоздкие, неуклюжие средства перекрытия потока, о многочисленных недостатках которых много говорилось в наших предыдущих работах) в мире уступают свои позиции поворотным затворам и другим более совершенным средствам перекрытия потока со скоростью около 1 % в год. В отечественной промышленности это соотношение остается неизменным.

Запрос на самые дешевые (псевдоэкономия!) изделия особенно активно проводится службами снабжения многих предприятий. Неустанно закупщики выжимают еще три копейки на тендерах из поставщиков, гордые своим вкладом в экономию средств предприятия. К ним претензий, конечно, не предъявить, ведь есть проект, ТЗ на его основе: «А наше дело купить по минимальной цене».

Один из закупщиков признался довольно цинично (а может быть, пошутил?): «Мое дело – проводить тендеры. Если оборудование будет долго работать, я кому нужен?».

ООО «Лортэкс Эко». Ануфриев В.П. Владельцам и руководителям производств: посчитаем еще раз «инженеры» и инженеры

Совершенно очевидно, что такой подход к выбору партнера провоцирует поставку изделий невысокого качества: «Ну вы же хотели подешевле!».

Ущерб от брака (нередко до 30 % и даже более) «дешевых» поставщиков – хорошо известная реальность (рис. 4). Подтверждение легко обнаружить в арбитражной практике многих предприятий. Впрочем, чаще скандалы удается замять.

Круг замкнулся, «инженерам» новинки неинтересны и хлопотны, закупщикам надо купить дешевле, никто не виноват: «На 20 кг посаженной картошки урожай 21 кг: нормально!».

Приходит в голову «плохая» мысль: мы на своем производстве совершенствовать технику своими инженерными силами не хотим (или не можем?).

ООО «Лортэкс Эко». Ануфриев В.П. Владельцам и руководителям производств: посчитаем еще раз «инженеры» и инженеры

Нужно подождать, пока владелец закупит новый процесс целиком через ЕРС-контракт, желательно за рубежом, и надеяться, что там уже будет все продумано и предусмотрено, а если нет, то можно уж заодно и с удовольствием обругать производителя.

Инженеры: увидеть проблему, решить проблему

В реальности нужда в инженерных подходах к работе запорно-регулирующей арматуры (ЗРА), особенно в сложных условиях, на агрессивных, абразивных потоках, потоках опасных сред, очень велика. Однако ничего изобретать не требуется: для абсолютного большинства проблем современный уровень техники предлагает весьма эффективные решения, и они уже успешно и широко применяются на передовых предприятиях в мире.

Не все эти средства, конечно, известны и доступны производственникам. Этого и не требуется. Их дело и доблесть – увидеть, осознать, сформулировать проблему, поставить задачу, участвовать в выборе оптимального решения. Предлагать пути решения, применять передовые практики для устранения проблем заказчиков – работа инжиниринговой компании. Это наша работа. ООО «Лортэкс Эко».

ООО «Лортэкс Эко». Ануфриев В.П. Владельцам и руководителям производств: посчитаем еще раз «инженеры» и инженеры

Директор «ЕвроХим-Каратау» инженер Д. Валышев, услышав о нашей фирме, пригасил, поставил задачу: «Выходит из строя затвор на абразивном потоке. Знаю, есть решение: керамика. Материал не дешевый, но предлагайте такую конструкцию, чтобы мне было выгодно! Впред!».

Подход инженера: проблема, цель, четко сформулированная задача и даже пути решения. Через полгода изделие было готово (рис. 5).

Новая конструкция для удешевления предполагала защиту керамикой только рабочих поверхностей и отработала в восемьдесят раз дольше, чем затвор, стоявший до этого.

Другой подход – другой и урожай.

На выставке подошел инженер из «Невинномысского азота» Д. Галушко. Недоволен работой ЗРА на потоке аммофоски: запорные плунжерные краны выходят из строя раз в два-три месяца.

ООО «Лортэкс Эко». Ануфриев В.П. Владельцам и руководителям производств: посчитаем еще раз «инженеры» и инженеры
ООО «Лортэкс Эко». Ануфриев В.П. Владельцам и руководителям производств: посчитаем еще раз «инженеры» и инженеры

Вместе рассмотрели истоки проблемы – поступательный запорный элемент клинит под действием рабочей среды. Обсудили предложенные из практики варианты, остановились на поворотном дисковом затворе и сегментном клапане. Поставленная арматура на апрель 2021 года работает без сбоев около двух лет (рис. 6)!

ООО «Лортэкс Эко». Ануфриев В.П. Владельцам и руководителям производств: посчитаем еще раз «инженеры» и инженерыРезультат? Да, но… а еще лучше можно? Вновь вместе с инженерами «Невинномысского азота» внимательно изучаем работу поставленных изделий. Вывод: можно лучше. В следующей поставке необходимо предусмотреть подпружиненный сальник (рис. 7) для обеих конструкций. Это повысит надежность и еще больше увеличит ресурс изделия.

Вообще творческая работа с инженерами «Невинномысского азота» – давняя традиция. Началось с их инициативы в 2014 году провести конкурс технических решений на устройство для перекрытия потока меламина. Твердые частицы этого вещества, выпадающие при температуре потока ниже 330°С, налипая на подвижные детали, блокируют их работу.

Наше предложение устранить зоны застоя (имеющие место в шаровой конструкции) применением сегментного крана и паровой рубашки (рис. 8.1, 8.2) было признано наилучшим. Внедрение позволило увеличить ресурс с одного месяца до шести и более лет (до сих пор в работе).

ООО «Лортэкс Эко». Ануфриев В.П. Владельцам и руководителям производств: посчитаем еще раз «инженеры» и инженеры

Десять лет экспериментов по отработке ЗРА, приемлемой для жестких условий технологических потоков на Чепецком механическом заводе (ЧМЗ) (ТВЭЛ). Тяжелая агрессивная среда, высокие (до 650 °С) температуры, минимум практического опыта и литературных данных по арматуре для таких условий.

Специалисты в постоянном режиме вынуждены решать здесь сложные инженерные задачи. Первоначально стояли шаровые краны из нержавеющей стали авторитетной американской компании. Стояли неплохо, но ресурс невелик – 2 месяца. Инженеры завода решили искать альтернативу. Организовали конкурс технических решений.

Задача новая, нетривиальная, возьмется не каждый. Challenge – стихия инжиниринговой компании. Победили наши шаровые краны из сплава Хастеллой G35 (рис. 9).ООО «Лортэкс Эко». Ануфриев В.П. Владельцам и руководителям производств: посчитаем еще раз «инженеры» и инженеры

Но и после победы в конкурсе поиск не остановился. Высокая цена при относительно умеренном увеличении ресурса (до полугода) заставила искать другие решения уже в содружестве со специалистами завода. Применение керамики (нитрид кремния) (рис. 10) тоже дорогостоящее.

Через год новый вариант, кажется, на сегодняшний день оптимальное решение: нержавеющая сталь с никелевым напылением (рис. 11). Дорогостоящий никель используется в минимальном количестве, лишь изолируя рабочие органы от контакта со средой.

Долгий путь к результату, десять лет. Но решение найдено!

Конечно, экспериментируем, движемся дальше. Полное взаимопонимание и согласованная совместная работа с инженерами ЧМЗ.

Звание (и призвание) инженера все же не зависит от должности и статуса. На глиноземном предприятии задачу нам ставит мастер цеха С. Пищальников: быстро выходят из строя задвижки на потоке, содержащем твердую фазу.

Раз в полгода замена, а это остановка потока – большие потери, да и сама задвижка стоит больших денег. Теряем также и из-за невозможности оптимизировать поток.

ООО «Лортэкс Эко». Ануфриев В.П. Владельцам и руководителям производств: посчитаем еще раз «инженеры» и инженеры

Установкой регулирующей арматуры можно сэкономить на электроэнергии большие деньги. Целый каскад задач. Ничего подобного от руководителей цеха, инженерных служб предприятия, холдинга мы не слышали.

Там «все нормально», «экономия средств», «производство не место для экспериментов» и пр. В общем, урожай в 21 кг устраивает.

Обсуждение технических решений ООО «Лортэкс Эко» с С. Пищальниковым (керамика, задвижка c дренажом или продувкой, рис.12-13), совместный поиск, доставили большое удовольствие и были познавательны. Но бороться с его начальством, убеждать, доказывать очевидное не будем.

Но читателям наши аргументы все же приведем.

Проблема: забивание подклинового пространства задвижки, потеря герметичности и ремонтопригодности.
Решение: дренаж, промывка, продувка подклинового пространства.

ООО «Лортэкс Эко». Ануфриев В.П. Владельцам и руководителям производств: посчитаем еще раз «инженеры» и инженеры

Проблема: абразивный износ рабочих органов.
Решение: использование материала, стойкого к абразивному износу, например, керамики.

Проблема: потери электроэнергии, сырья из-за невозможности регулировать поток.
Решение: установка крана с функцией регулирования потока.

Все решения на поверхности, очевидны и известны давно и широко (в том числе и из институтских учебников). Но, видно, не всем это надо: экономический эффект нужно обосновывать, его подтверждения надо ждать, неинтересно это. А поставил дешевое, кто тебя упрекнет: экономия. Экономия?!

Цель ООО «Лортэкс Эко» – повышение эффективности, надежности и долговечности запорной и регулирующей арматуры заказчика путем внедрения современных технических решений и стойких материалов, широко используемых и прекрасно зарекомендовавших себя на передовых производствах.

Многочисленные работы инженеров ООО «Лортэкс Эко» позволили многократно увеличить ресурс ЗРА и сэкономить значительные средства компаниям «ЕвроХим», «Сибур», «Нижнекамскнефтехим», «Роснефть», «ВСМПО-Ависма», «Куйбышевский азот», ЧМЗ и многим другим нашим партнерам.


Размещено в номере: Вестник арматуростроителя, № 3 (65)


Метки Лортэкс Эко трубопроводная арматура запорно-регулирующая арматура инженер тендеры запорная арматура шаровые краны закупки трубопроводной арматуры новые разработки Вестник Арматуростроителя журнал Вестник арматуростроителя статьи

Смотрите также:
Медиагруппа ARMTORG. Пост-релиз об итогах проведения X Российского международного энергетического форума и Петербургской технической ярмарки-2022 Медиагруппа ARMTORG. Пост-релиз об итогах проведения X Российского международного...
С 26 по 28 апреля в Санкт-Петербурге на одной площадке состоялись юбилейный X Российский международный энергетический форум и Петербургская техническая ярмарка-2022. В третьем номере журнала «Вестник арматуростроителя» опубликован пост-релиз.
Конструкторы ПКТБА повышают квалификацию Конструкторы ПКТБА повышают квалификацию
Пензенское конструкторско-технологическое бюро арматуростроения повышает квалификацию конструкторов. Так, специалисты прошли курс обучения основам прочностных расчетов в программном комплексе SolidWorks Simulation.
Курганские заводы представили трубопроводную арматуру полпреду президента в УрФО Курганские заводы представили трубопроводную арматуру полпреду президента в УрФО
Промышленные предприятия из Курганской области совершили рабочий визит в Тобольск, где состоялась встреча с полномочным представителем президента России в Уральском федеральном округе Владимиром Якушевым.
Последние добавления библиотеки(Предложить книгу)