вид  
9 Ноября 2024г, Суббота€ — 105.4510,  $ — 97.8335загрузить приложение Armtorg.News для Андроидзагрузить приложение Armtorg.News для iphone

Интервью со Шпаковым О.Н.: "Мне показалось полезным создать пособие, помогающее как начинающим, так и опытным арматуростроителям облегчить общение с зарубежными коллегами"

7 Марта 2013
В октябре прошлого 2012 года, в рамках выставки PCVExpo и вручения Знака Почетный Арматуростроитель прошла презентация книги Шпакова О.Н. "Арматуростроение от А до Я". Олег Николаевич Шпаков является автором целого ряда известных монографий и справочных пособий, ставших «настольными книгами» нескольких поколений арматурщиков. Конечно мнение о книге стало неоднозначным...но труд есть труд, особенно нужно ценить подобные труды - как желание и стремление помочь отрасли дать новый материал, и это по нашему мнению все же стоит уважения и внимания!

И пока некоторые любители скандалов пытаются нагреться на недопониманиях(надеемся временных) между центральными организациями отрасли Арматуростроения, "помогая" ей больше раскалываться - мы все же решили встретиться с автором книги и ставшим для многих Арматуростроителей человеком, проделавшим путь и посвятившим более 50 лет трудовой деятельности - трубопроводной арматуре и приводной технике.

В представленном интервью мы задали несколько вопросов Шпакову Олегу Николаевичу о его воспоминаниях, истории, деятельности и конечно же о самых по его мнению ярких событиях в арматуростроении вчера и сегодня. Ознакомиться с ходом встречи можно ниже:

ARMTORG: Здравствуйте Олег Николаевич, расскажите немного о себе, когда Вы начали свой путь в Арматуростроении и как это произошло?
Шпаков О.Н.: Здравствуйте уважаемые представители портала, 50 лет назад, в 1962 году я был принят на должность старшего инженера в отдел приводных устройств ЦКБА. За моими плечами уже была служба в морских пограничных частях сначала курсантом инженерного факультета Ленинградского пограничного высшего военно-морского училища, затем командиром электромеханической боевой части сторожевого пограничного корабля. После сокращения армии и флота, проведенном Хрущевым в 1960 году, я получил хорошую практику, работая конструктором отдела механизации и автоматизации Ленинградского вагоностроительного завода им. Егорова. Работа была хороша тем, что разработки претворялись в металл немедленно после их окончания. Сразу оценивалось качество работы конструктора. Во время службы на пограничном флоте я начал мечтать о дальних походах и настоящей мужской работе. Особенно мечта укрепилась после просмотра кинохроники об одесских китобоях. В октябре 1961 года китобойное судно, на которое меня назначили вторым механиком, в составе Калининградской Антарктической китобойной флотилии «Юрий Долгорукий» отправилось в 8-мимесячный кругосветный рейс. Работа механика была сложной, флотилия ни разу не подошла к берегу. Для успешной охоты на китов нужно было обеспечить бесперебойную работу механизмов, иначе корабль не догнал бы быстроходных сейвалов и других быстрых китов, а это – выполнение плана и заработок экипажа. В рейсе пришлось разобрать и отремонтировать турбовоздуходувку, ротор которой вращался с частотой 12 тысяч оборотов. Такой ремонт по всем инструкциям допускался только в заводских условиях, но жизнь заставила сделать это в море при качке и отсутствии необходимых подъемных средств, инструментов. Приходилось ремонтировать и арматуру воздушной, топливной, масляной, холодильной, противопожарной систем. После рейса меня встретил однокашник по морскому училищу Михаил Светличный и пригласил поступить на работу в ЦКБА. Я согласился, думая, что это временно, но оказалось, на 50 лет.
В начале 60-х ЦКБА расширялось, на него возлагались функции головной организации по трубопроводной арматуре. Любая общепромышленная арматура в СССР могла изготавливаться только после согласования с ЦКБА. В те годы за научно-техническое обеспечение всех отраслей промышленности отвечали Государственный комитеты, ЦКБА подчинялось общесоюзному Комитету химического и нефтяного машиностроения. Кроме конструкторских и научных разработок КБ, составляло планы развития подотрасли, разрабатывало государственные и отраслевые стандарты. Приоритетными задачами было конструирование и техническое сопровождение производства арматуры для атомного флота, ракетных комплексов, космоса. Безусловному исполнению подлежали Народно-хозяйственные планы, Директивы съездов КПСС, принимаемые на каждую пятилетку.
В 1965 году меня назначают начальником отдела приводных устройств. В то время в стране производилось несколько конструктивных типов электроприводов. Это были электроприводы с ограничением крутящих моментов по величине тока, с односторонней и двухсторонней муфтой крутящего момента, что не позволяло эффективно использовать производственные возможности заводов. Отделом была выдвинута идея заменить электроприводы нескольких типов одним унифицированным рядом. Предложение было поддержано, в конце 60-х началось перевооружение Тульского завода «Электропривод» под производство новых приводов. В конструкциях новых электроприводов было использовано наше изобретение, сразу поставившее продукцию в ряд ведущих мировых производителей приводов. Когда отдел получил техническое задание на создание приводов для арматуры атомной станции Ловииса в Финляндии, у нас уже было готовое конструкторское решение, что подтвердило правильность выбранного направления. В 1968 году я был награжден орденом Трудового красного знамени.
В 1973 году меня назначают главным инженером ЦКБА. Пришлось участвовать в разработке направлений научного и конструкторского развития всех конструкторских и научно-исследовательских отделов, много времени проводить в командировках на места эксплуатации арматуры, арматурные заводы и объединения. Зачастую нужно было срочно искать решения по улучшению работы, а, иногда, исправлению недостатков новой арматуры. Несколько подобных событий описаны в разделе «Арматурные истории» книги «Азбука трубопроводной арматуры».
В 1977 году защитил диссертацию по динамике электроприводов.
В 1990 году создается Всесоюзная ассоциация арматуростроителей переименованная через год в Научно-промышленную ассоциацию арматуростроителей. С момента создания и до 2004 года я был исполнительным директором ассоциации. Пришлось искать формы и методы работы с предприятиями, участниками ассоциации для удовлетворения их запросов и ожиданий. В годы кризисов 1992 и 1998 годов с большим трудом удалось избежать прекращения существования организации. Через членство в ассоциации прошло не менее 150 предприятий – изготовителей, сбытовых, маркетинговых и все получали ценный опыт, поддержку и понимание коллег. В 1993 году НПАА вступила в Европейский комитет промышленной арматуры, благодаря членству в которой познакомилась с опытом арматуростроителей европейских и американских производителей, получила доступ к международным стандартам, узнала конкурентов.
В 1997 году ассоциация учредила свой журнал «Арматуростроение», пользующийся авторитетом у многочисленных читателей. Ежегодно проводятся обучающие семинары, участие в выставках и конференциях, посещение предприятий зарубежных стран. Проводятся работы по стандартизации.

ARMTORG: Внушительная биография! Сегодня Ваше имя для многих арматуростроителей означает многолетний опыт. Если проводить грань между той, еще Советской отраслью арматуростроения и нынешней Российской, какие положительные и отрицательные стороны Вы могли бы отметить?
Шпаков О.Н.: Арматуростроение – отрасль (в советское время ее называли подотрасль, а отраслью считалось министерство) разделило судьбу многих предприятий других ведомств. В советское время, по моему мнению, использовались в недостаточной мере, преимущества планового хозяйства. Предприятия не знали термина «банкротство» с одной стороны, но не знали также значения слова «маркетинг» с другой. Давление на всю деятельность такой категории, как план с одной стороны, заставляло работать напряженно, и тормозило технический прогресс с другой. Мудрые китайцы сумели совместить директивное руководство народным хозяйством с преимуществами рыночной экономики. Руководству СССР этого сделать не удалось, да оно и не было способно отказаться от идеологических догм. Подлинный технический прогресс осуществлялся, в основном, в оборонных программах, на которые работала вся страна. Можно вспомнить прорывы в освоении космоса, создание полностью автоматизированного космического корабля «Буран», достижения в атомной отрасли и другие примеры. Для всех этих проектов была создана специальная арматура. Но были случаи и ошибок на государственном уровне. Мне пришлось ехать к Президенту Академии наук Украины Б.Е. Патону, чтобы убедить его отменить сверхобязательное задание Нархозплана по созданию шаровых кранов с корпусными деталями из многослойных сварных заготовок. При всех недостатках системы, положительным считаю систему охраны труда, соблюдение трудового законодательства, отсутствие безработицы.
Российское арматуростроение сформировалось не сразу. В 90-х годах многим предприятиям пришлось буквально выживать. Многие из них раздробились на мелкие АО, заводы, в особенности производящие арматуру из чугуна, разорились, на ряде предприятий появились новые собственники, далекие от интересов арматуростроения. Производство арматуры потерпело урон, многим опытным директорам пришлось оставить свои посты. Потерпела ущерб квалификация как у конструкторов и технологов, так и у производственников, включая рабочих. Понадобилось двадцать лет, чтобы понять и научиться использовать инструменты рыночной экономики, стабилизировать производство, освоить наиболее востребованную номенклатуру. Но арматуростроение никогда не погибнет. В последнее десятилетие построены современные предприятия, которые возглавили преданные отрасли руководители. Это, например, «Гусар» в Гусь Хрустальном, «Курганспецарматура», «Регулятор» в Ярославле, Саратовский арматурный завод, новые производства в Ульяновске, Челябинске, Томске, да, практически, во всех крупных городах. Впервые в стране Группа «ЭНЭКОС» в Санкт-Петербурге освоила производство современных дисковых затворов и гидрантов из высокопрочного чугуна. Когда воспрянут проектные институты в отраслях-потребителях, следует ожидать появления новой современной арматуры. Пока же у проектантов руки не доходят даже для восстановления на крупных комбинатах конденсатного хозяйства, что могло бы дать стране значительную экономию энергии. Тогда будет востребовано и производство крупными партиями современных конденсатоотводчиков.

ARMTORG: Как, по Вашему мнению, сегодня обстоит дело с импортной арматурой, конкурирующей с отечественной?
Шпаков О.Н.: Импорт арматуры – явление нормальное для всех стран, в том числе, и для обладающих развитым и высококачественным арматуростроением. Его объемы будут расти, поскольку в отраслях-потребителях все чаще используются проекты для новых или расширения существующих производств, разработанные за рубежом. В них применяется арматура, производимая в западных странах. Некоторые крупные заказчики арматуры, на словах провозглашая приверженность к отечественной продукции, на деле покупают западную. Некоторым оправданием, правда, им может служить тот факт, что структуры, выигравшие тендер, не исполняют принятых обязательств, что настораживает потребителей.
Нельзя однозначно заявлять, что импортная арматура всегда лучше отечественной. Конструктивно и технологически наша арматура за редким исключением не хуже, а, порой и лучше зарубежной. Мне приходилось участвовать в расследовании аварий на опасных объектах именно по вине арматуры уважаемых фирм. Нас подводит недостаточно развитый сервис, задержка контрактных сроков поставки, отсутствие запасных частей. Многие зарубежные фирмы держат на складах неснижаемый запас продукции и запасных частей. Вспоминается посещение НПО «Знамя Труда» делегацией американских фирм. На вопрос представителя компании «Фишер», кто ремонтирует действующую арматуру, генеральный директор С.И. Косых ответил, что сами эксплуационники, а если бы мы изготавливали запчасти, то разорились бы. Американский гость заметил, что если бы они не изготавливали запасные части, то разорились бы еще быстрее.
Отдельно хотелось бы остановиться на конкуренции со стороны Китая. При посещении НПАА делегацией арматурной ассоциации Китая, ее президент сообщил, что она насчитывает 6 тысяч членов. Мы были поражены. Позже выяснилась крайняя неоднородность китайских производителей. Очень многие из них организовали кустарное изготовление арматуры во дворах, гаражах, сараях. В первые годы торговли с Китаем сложилось мнение о чрезвычайно низком качестве его продукции. Следует отметить, что большинство хорошей арматуры крупных заводов, дочерних предприятий уважаемых американских и европейских фирм, поставляет арматуру на крупнейший внутренний рынок своей страны, а в Россию приходит продукция производителей из гаражей и сараев. Сегодня российский рынок научился отличать высокое качество арматуры от низкого. В Китае государством принята программа импортозамещения. В России такой программы, к сожалению, нет. Промышленность России восстанавливается, объем арматурного рынка растет, по-видимому, будут расти и объемы импорта арматуры.

ARMTORG: В 2012 году Вы презентовали книгу «Арматуростроение от А до Я». Что Вы можете рассказать об этой книге, как появилась идея создать подобный труд?
Шпаков О.Н.: НПАА получила лицензию Американского института нефти на право перевода его стандартов на русский язык с соответствующим редактированием. Подавляющую часть этой работы пришлось выполнять мне. Я увидел, что в западном арматуростроении используется много специальных терминов, отсутствующих в отечественной практике. Переводы же, выполняемые специалистами, даже блестяще владеющими английским языком, не выдерживают никакой критики. Потребность знать зарубежную терминологию возрастала в особенности в преддверии вступления России в ВТО. К тому же готовилось переиздание российского стандарта на арматурные термины и определения. Мне показалось полезным создать пособие, помогающее как начинающим, так и опытным арматуростроителям облегчить общение с зарубежными коллегами. Причем я не ставил перед собой задачу придумывать новые термины. На первом этапе нужно было просто ознакомить специалистов с применяемыми в России и за рубежом понятиями. Я начал собирать встречающиеся термины с переводами определений в базу данных. Для облегчения перевода английских текстов был создан небольшой англо-русский словарь. Так родилась книга «Арматуростроение от А до Я». Тем не менее, я уже получил несколько благодарных отзывов на книгу от производственников и переводчиков.

ARMTORG: Олег Николаевич, Вы знаете множество конструкций и решений в деле трубопроводной арматуры, можно сказать, это Ваша жизнь! Можете для наших посетителей портала и читателей Вестника назвать самые выдающиеся решения в отечественной отрасли трубопроводной арматуры, которые Вам больше всего запомнились?
Шпаков О.Н.: За полвека служения арматуростроению появилось много новинок, определяющих технический прогресс, к созданию некоторых был причастен и я.
Прежде всего, с 50-х годов происходило победное шествие нового уплотнительного материала фторопласта 4 и его модификаций. В США его называют тефлон, галлон, в Великобритании – флюон, в Японии – полифлон, во Франции – сорефлон, в Италии – альгофлон, в Германии – хостафлон. Тефлон был получен в 1938 году лаборатории Kinetic Chemicals Inc. случайно. Фирма DuPont получила патент на тефлон в 1946 году, он стал наилучшим уплотнительным материалом для всех типов арматуры в широком диапазоне рабочих параметров. К сожалению, институт «Пластполимер не успел создать вспученный фторопласт, аналогичный материалу фирмы Gore, создавшей очень удобные в применении уплотнительные шнуры и набивки, обладающие высокими эксплуатационными качествами.
В начале 60-х в ЦКБА создаются конструкции новых типов арматуры. Это шаровые краны, шланговые задвижки, диафрагмовые запорные и регулирующие клапаны, электромагнитные клапаны. Изучение истории шаровых кранов показывает, что они были запатентованы в 1871 году, но получили развитие только после изобретения фторопласта. Свободная энциклопедия пишет: «не понятно, почему эта идея не использовалась 125 лет»… Причина же в том, что было трудно обеспечить полную герметичность при уплотнении «металл по металлу».
Следующим выдающимся шагом вперед стало изготовление шаровых кранов в цельносварном исполнении. Масса кранов DN 1400 для магистральных газопроводов снизилась с 40 до 26 тонн. Чтобы быть уверенным в надежности кранов, не подлежащих ремонту в течение десятилетий, нужно было быть уверенным в эффективности их конструкции и, в особенности, технологии изготовления.
Для атомных электростанций был разработан комплекс арматуры на жидкий натрий, а для корабельных силовых установок – на сплав свинца с висмутом. Это позволило применить арматуру на объектах с высокой температурой теплоносителя при сравнительно низком рабочим давлением.
Для нефтепроводов была разработана и производилась Усть-Каменогорским заводом сварная задвижка DN 700 и 1000 из листового проката. Масса задвижки DN 1000 составляла 12 тонн против шиберной задвижки из Японии, которая весила 25 тонн. Усть-Каменогорскую задвижку на место монтажа без труда переносил вертолет.
Важным шагом вперед стало создание многослойных труб для сильфонов практически любой длины. Ранее сильфоны, количество слоев в которых доходило до 16, изготавливали вытяжкой каждого слоя в прессах за десяток операций, после каждой операции заготовки подвергались термообработке и травлению. Интересно отметить, что разные НИИ не смогли предложить для смазки матриц и пуансонов прессов чего-нибудь лучше мыла.
Прорывом в арматуростроении можно считать производство арматуры и приводов предприятиями оборонных отраслей. Это сказалось на качестве арматуры и повышении конструкторского и технологического потенциала отрасли. Для примера можно привести создание интересных проектов НПО «Анод» с его разработками двухсегментных эксцентриковых затворов, антипомпажных клапанов и т.п.
Появление на рынке электроприводов с планетарными редукторами, в которых использованы промежуточные тела качения. Эти приводы имеют высокий кпд и, как правило, снабжены электронными системами управления, что позволяет называть их интеллектуальными приводами. Появились также интеллектуальные электроприводы с другими типами редукторов.
Следует вспомнить разработки и поставки блочной арматуры для космических кораблей, разработанных Украинским филиалом ЦКБА. Эта малогабаритная арматура имеет в одном корпусе запорные, предохранительные, обратные, регулирующие клапаны. Блочная арматура устанавливалась на спутниках Земли, межпланетных космических кораблях, обитаемых станциях.
К сожалению, переработан стандарт по нормам герметичности затворов, созданный в 1975 году, молодыми учеными, а ныне доктором технических наук, академиком, профессором С.В. Сейновым и кандидатом технических наук А.И. Гошко совместно с сотрудниками отдела уплотнений ЦКБА. Нормы утечек было предложено рассчитывать по математическим выражениям. Ничего подобного за рубежом создано не было.
Достижением в области уплотнительных материалов стало появление расширенного графита, что позволило расширить температурные пределы применения арматуры и в некоторых случаях отказаться от применения сильфонных клапанов.
Значительно продвинулось производство запорных и обратных дисковых затворов. В последние годы разработаны конструкции затворов для тяжелых условий работы с тремя и четырьмя эксцентриситетами. Их диаметры выросли до 2400 мм
В ограниченной по объему публикации трудно охарактеризовать все новинки, появившиеся в последние 50 лет. Не упомянуты создание ОСТа по материалам для сред, содержащих сероводород, эффект «обратной» подачи среды в регулирующих клапанах, создание стеклянной арматуры для сверхчистых сред.
Хотелось бы отметить появление новой литературы по арматурной тематике. В 2011 году издана книга А.А. Рязанова «Краны шаровые для пневмогидравлических систем. Основы проектирования», в 2012 году монографии С.В. Сейнова, А.И. Гошко и др. «Техническое диагностирование арматуры для АЭС», В.П. Эйсмонта «Регуляторы» и терминологический словарь автора этих строк. Все авторы работают над новыми публикациями и это радует.



ARMTORG: Что Вы можете пожелать арматуростроителям России в наступившем 2013 году?
Шпаков О.Н.: Я хочу пожелать прежде всего доброго здоровья, успехов, удачи, благополучия, устойчиво растущей прибыли, оптимизма, творческих успехов и хороших инвестиций!

ARMTORG: Спасибо и вам за встречу и интереснейший рассказ! Надеемся на новые свершения и конечно же развитие новых совместных проектов с ведущими отраслевыми КБ и предприятиями отрасли! Здоровья и долголетия Вам!

Также предлагаем ознакомиться с презентацией книги О.Н.Шпакова - "Арматуростроение от А до Я" можно в представленном видеоматериале:



Ознакомиться с воспоминаниями Шпакова О.Н.: Арматуростроение - некоторые аспекты глазами ветерана


Смотрите также:
Первый арматурный канал медиагруппы ARMTORG отмечает 15 лет! Первый арматурный канал медиагруппы ARMTORG отмечает 15 лет!
Уважаемые друзья и коллеги! Первый арматурный канал медиагруппы ARMTORG отмечает 15 лет! Именно 8 ноября 2009 годы был зарегистрирован аккаунт ARMTORG на площадке Youtube.
Фото недели: на площадку ЛЗТА «Маршал» прибыло новое оборудование в рамках инвестиционного проекта Фото недели: на площадку ЛЗТА «Маршал» прибыло новое оборудование в рамках...
Медиагруппа ARMTORG продолжает рубрику «Фото недели». Сегодня предлагаем кадры продукции ЛЗТА «Маршал». На производственную площадку предприятия поступила 31 единица нового оборудования, которое завод приобретает в рамках инвестиционного проекта,...
Компания «Астин групп» изготовила по индивидуальному проекту блок запорно-регулирующий Компания «Астин групп» изготовила по индивидуальному проекту блок запорно-регулирующий
Компания «Астин групп» изготовила по индивидуальному заказу блок запорно-регулирующий. БЗР предназначен для подготовки топливного газа, подаваемого на дежурные горелки.
Последние добавления библиотеки(Предложить книгу)