вид  
27 Июня 2022г, Понедельник€ — ,  $ — загрузить приложение Armtorg.News для Андроидзагрузить приложение Armtorg.News для iphone

Шпаков О. Н. Некоторые малоизвестные факты истории арматуростроения

30 Августа 2019
Шпаков О. Н. Некоторые малоизвестные факты истории арматуростроения

Перед вами следующий отрывок из книги «Трубопроводная арматура в истории науки и техники» Олега Николаевича Шпакова и Сергея Александровича Федина (генеральный директор «Курганского арматурного завода»). В нем представлены некоторые малоизвестные факты истории арматуростроения. Материал опубликован в третьем выпуске журнала «Вестник арматуростроителя».

Светлой памяти Игоря Тагировича Юлдашева

Ни одно из изобретений, определяющих прогресс общества, науки и техники, не могло бы функционировать без участия незаметной, на первый взгляд, арматуры. Трубопроводная арматура рождена техническим прогрессом. В доисторические и более поздние времена человечество научилось управлять потоками воды для получения достаточно высоких урожаев, изготовления строительных материалов, создания комфортных условий жизни и решения многих других задач.

Трубопроводная арматура возникла, развивалась и совершенствовалась в различные периоды становления общества: от ранних цивилизаций, расцвета философских и научных откровений Древней Греции, гигантских проектов водоснабжения Древнего Рима, создания 2 000 лет назад первых в мире стандартов по арматуре и трубам, периода упорной работы талантливых изобретателей паровых установок, приведших мир к индустриальному обществу, до наших дней, наполненных самыми современными технологиями.

Родоначальником российского арматуростроения отечественные арматуростроители считают Рихарда Лангензипена, купившего в 1887 году завод у Рудольфа Гроша, основавшего его в 1878 году. Тем не менее редактор справочника «Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX – начала XX веков» (издательство «Пилигрим», 1996 г.) Б.М. Кириков считает, что завод Р. Гроша, расположенный на Каменностровском проспекте Санкт-Петербурга, назывался литейно-арматурным. На нем трудились всего 120 рабочих, а в цехах изготавливали пожарные трубы и арматуру для котлов.

К сожалению, найти другие подтверждения факта изготовления заводом Гроша трубопроводной арматуры пока не удалось. Поэтому рассмотрим некоторые стороны жизни Рихарда Лангензипена, т. к. они тесно связаны с учрежденной в 1850 году магдебургской компанией «Шаффер и Буденберг».

В 1849 году Бернард Шаффер запатентовал в Германии конструкцию мембранного манометра. В следующем году он заключил деловое партнерство со своим шурином Кристином Фердинандом Буденбергом, и начал производство манометров в пригороде Магдебурга Буккау.

Шпаков О. Н. Некоторые малоизвестные факты истории арматуростроения

Компания, которую они создали, была известна как Schäffer & Budenberg (S&B), она стала первой в континентальной Европе фирмой, серийно производившей, помимо манометров, трубопроводную арматуру. В это время происходил бурный рост производства паровых машин, которые не могли работать без трубопроводной арматуры. Успех поставок продукции фирмы на экспорт привел к образованию производственных и сбытовых дочерних компаний по всему миру.

Рихард Лангензипен родился 18 марта 1847 года в Билефельде, куда приехали из Рейнской области его родители. В 1872 году Рихард женился на дочери Кристина Буденберга Августе Марии Пауле Буденберг. В 1873 году он основал завод в Магдебурге на земельном участке, принадлежавшем семье Буденберг. Завод изготавливал продукцию, имея трех чиновников и десять рабочих. К 1887 году число работников достигло 170 человек. Рихард Лангензипен стал «Коммерцианратом» (государственный титул крупного купца, даваемый за особые заслуги) и одним из пионеров производства бензиновых двигателей. На рекламном плакате 1900 года показано основное расположение завода в Магдебурге и указано дочернее предприятие Langensiepen & Co (рис. 1) в Санкт-Петербурге, купленное 31 августа 1887 года у Рудольфа Гроша.

В 1904 году на заводе в Магдебурге случился пожар, в связи с чем последовал перенос основного производства в Санкт-Петербург. Рихард Лангензипен и Оскар Митенс – владельцы компании «Лангензипен и Ко» в Санкт-Петербурге – стремятся расширить географию поставок и основывают, помимо своего завода, Торговый дом «Лангензипен и Ко». Рихард Лангензипен остается акционером немецкой компании «Шаффер и Буденберг». В рекламном проспекте Торгового дома АО «Лангензипен и Ко» указано, что АО является «Центральным депо Товарищества «Шаффер и Буденберг» (депо – склад продукции). В 1903 году Оскар Митенс покидает компанию.

Сорокалетний Рихард Лангезипен (рис. 2) энергично занялся расширением производства и строительством новых зданий. В Санкт-Петербурге стали выпускать в большом ассортименте трубопроводную, котельную, пожарную арматуру, насосы, медные трубы, пожарные краны, манометры. Со временем освоили изготовление электрического и телефонного оборудования. В 1895 году на заводе Лангензипена трудилось уже 650 рабочих. Компания занималась не только производством и продажей насосов и арматуры различных видов, в т. ч. доставляемой из Магдебурга, но также поставками оборудования для российской армии.

В 1907 году Рихард Лангензипен получил от Николая II титул имперского коммерческого советника и пользовался в России большим авторитетом. Он имел право прицеплять свой железнодорожный вагон-салон к любому поезду. Кроме основного производства Лангензипен приобрел предприятие в Риге, специализирующееся на изготовлении химической продукции для производства кармина, который экспортировался в страны Ближнего Востока. В 1911 году компания покупает участок в Школьном переулке за Нарвской заставой, куда переводит меднолитейное производство.

В 1914 году с началом первой мировой войны предприятия, продукция и склады компании были экспроприированы. Стоимость товаров оценивалась примерно в восемь с половиной миллионов рублей.

Шпаков О. Н. Некоторые малоизвестные факты истории арматуростроения

В 1900 году Рихард Лангензипен купил в Италии большой участок земли со зданием XVIII века и озером. Здание было восстановлено архитектором Шафером. Проект был начат в 1904 году. К Шаферу присоединяется архитектор Фридрих Завар из Германии. Шафер по поручению заказчика жил около восьми месяцев в Афинах, чтобы изучить памятники Акрополя. После пяти лет работы был построен живописный дворец в неоклассическом стиле, получивший название Вилла Альба (рис. 3).

Недалеко от дворца, прямо на берегу озера у небольшого причала, построили башню Руланд в эклектическом стиле. Башня стала достопримечательностью курорта и красовалась на открытках (рис. 4). В вилле поселился сын Рихарда Франц, который еще не был женат. От виллы к башне вел бульвар роз. В связи с болезнью Франца, страдающего легочным заболеванием, он должен был жить в умеренном климате, и климат Италии вполне отвечал этому требованию.

После поражения Германии в Первой мировой войне вилла с башней была экспроприирована правительством Италии как собственность побежденных врагов. После реализации имущества Рихард Лангензипен больше времени проводил с сыном Максом, в то время как Франц по причинам здоровья продолжал жить в Гардоне.

Рихард Лангензипен начал работать в управлении питомника, в который входил, в частности, «Завод Садоводства Гавардо». Из-за экономического коллапса Рихард в 1918 году переехал в Брайсгау, чтобы быть ближе к сыну Максу, который жил в окрестностях Цюриха. Рихард Лангензипен умер 4 июля 1920 года в Германии (в городе Констанца).

В городе Гардоне-Ривьера не осталось никакой памяти о нем, хотя Рихард Лангензипен обогатил город впечатляющим монументальным зданием и башней – достопримечательностью курорта. Вилла Альба была куплена в конце пятидесятых за 86 миллионов лир с целью включения ее в общественный парк.

Россия помнит о родоначальнике арматуростроения. На территории бывшего завода Лангензипена размещался завод «Знамя Труда» и ЦКБА, образовавшие в 1968 году ПО «Знамя Труда». В 1971 году было образовано Ленинградское научно-производственное объединение арматуростроения «Знамя Труда» имени И.И. Лепсе. В объединение были включены ЦКБА, Опытный завод «Знамя труда», Арматурный завод им. И.И. Лепсе, строящийся завод «Контур» в Новгороде и Литейно-арматурный завод. В 1978 году ЛНПОА «Знамя Труда» им И.И. Лепсе в связи со столетием было награждено орденом Октябрьской революции.

В 1992 году объединение обанкротилось, и производственная площадка на Каменностровском проспекте, которую в 1878 году купил Рудольф Грош, была продана. На этой территории в настоящее время располагается бизнес-центр под названием «Лангензипен».

В комплекс зданий бизнес-центра вошли корпуса, построенные еще Рудольфом Грошем и Рихардом Лангензипеном. В архивах Санкт-Петербурга хранится много сведений о предпринимателях и зданиях, а данные о них в полном объеме доступны в сети Интернет.

В 1894 году в Москве была учреждена знаменитая компания «Карман и Братья Млынарские», получившая в 1898 году наименование «Братья Млынарские». Компания занималась продажей «паро-водо-газопроводных и фабрично-технических принадлежностей заграничного и собственного производства». Именно братья Млынарские стали законодателями моды на качественную сантехнику в России. Они поставляли элитную и более простую сантехнику для нужд российского обывателя. Эта продукция привозилась из Англии и Германии, а также изготавливалась на четырех заводах в России. Братья Млынарские поставляли сантехническое оборудование как для бытовых нужд, так и для предприятий и российского флота.

Шпаков О. Н. Некоторые малоизвестные факты истории арматуростроения

Прекрасно изданные каталоги торгового дома Братьев Млынарских включают в себя огромное количество рекламируемых товарных позиций. Это сантехнические изделия и принадлежности к ним, трубопроводная арматура, паровые котлы; различные инструменты слесарных, кузнечных и столярных производств, насосы, пожарные трубы; приборы для поднятия тяжестей и пр. В каталогах присутствуют многочисленные подробные черно-белые иллюстрации – образцы рекламируемых товаров.

В каталогах Братьев Млынарских (1898 и 1905 гг.), а также в каталоге АО «Лангензипен и Ко» (1912 г.) есть страница «Клапан Лудло», описывающая чугунную задвижку на 10 и 16 бар с диаметрами от 50 до 400 мм (рис. 5).

Задвижку разработала американская компания Ludlow Valve Manufacturing Company, основанная в 1861 году Генри Ладлоу (в российском арматуростроении его фамилия интерпретирована как Лудло). С продукцией этой компании также связаны страницы отечественного арматуростроения. Фирма производила среди разной арматуры параллельную задвижку, которая в каталогах Братьев Млынарских и Лангензипен и Ко, называлась «Клапан Лудло». И братья Млынарские, и Лангензипен, конечно, отличали задвижки от клапанов. Название «клапан» за задвижкой могло закрепиться по двум версиям. В США после войны за независимость было мало контактов с Великобританией, в которой уже использовались термины для основных типов арматуры – gate, globe, ball, control, butterfly valve. Американцы же до 80-х годов позапрошлого века называли все типы арматуры stop cock – запорный кран или клапан (перевод valve). Поэтому и задвижка получила название «клапан». Под этим названием задвижка Лудло была импортирована, а затем и воспроизведена германской и российской компаниями. Вторая версия названия, возможно, возникла из устройства паровой системы, в которой арматура, отключающая паровую машину от котла, называлась «главный клапан». Задвижка Лудло (в нашем обиходе 30ч6бр, 30ч906бр), производимая в США фирмой S&B и заводом Лангензипена, обладала прекрасными эксплуатационными качествами и зачастую использовалась в качестве главного клапана.

Особенность этой задвижки – уплотнительные кольца из мягкой бронзы, которые запрессовывались в проточки дисков с формой ласточкиного хвоста и обеспечивали полную герметичность. В середине 70-х на углу Невского и Литейного проспектов Ленинграда образовалась большая промоина, в которую провалился автомобиль «Запорожец». Оказалось, в подземном водопроводе лопнул корпус задвижки Лудло диаметром 250 мм, изготовленной заводом Лангензипена в начале века. По Невскому и Литейному проспектам были уложены трамвайные рельсы, и проезжавшие трамваи генерировали большие вибрационные нагрузки, которых не выдержал чугунный корпус задвижки за несколько десятилетий эксплуатации. В бытность СССР в связи с дефицитом меди в задвижки стали устанавливать латунные кольца, не обладавшие пластичностью и по этой причине не обеспечивавшие достаточную герметичность, т. к. среда проникала под запрессованные кольца. В поисках лучших решений заводы стали устанавливать в диски мягкую латунь, с которой задвижка через несколько циклов срабатывания теряла герметичность. Слесари при монтаже и ремонтах систем пытались устранить недостаток применением рычагов при закрытии задвижек, что приводило к выдавливанию дна, изгибу шпинделей и другим поломкам. По этой причине у персонала сложилось ошибочное мнение о том, что параллельные задвижки гораздо хуже клиновых.

С задвижкой Лудло связана судьба технического руководителя в Московском и Ленинградском арматурных трестах, РОСАТ, а с 1936 года – в Главармалите, входящем в Наркомат тяжелого машиностроения, Якова Семеновича Постернака. Он был назначен техническим директором арматурного треста «РОСАТ», а позже директором Проектно-конструкторской конторы «Армконструктор». На базе ПКК в 1945 году было организовано ЦКБА, первым директором которого стал Постернак. Он умер в командировке в том же 1945 году.

По мере перепрофилирования заводов НКТМ в арматурные Постернак назначался директором этих заводов и организовывал на них производство первой арматуры – именно задвижек Лудло. Это происходило на Георгиевском, Благовещенском, Гусь-Хрустальном, Пензенском арматурных заводах, а позже – по традиции – на Курганском заводе Икар, построенном в 1954 году во исполнение постановления, подписанного И.В. Сталиным.

Шпаков О. Н. Некоторые малоизвестные факты истории арматуростроения

Я.С. Постернак организовал создание нормативных документов – нормалей треста и Главармалита, Народного комиссариата тяжелой промышленности, первых государственных стандартов СССР на трубопроводную арматуру. В каталоге Главармалита 1936 года по разработке Проектно-конструкторской конторы, возглавляемой Постернаком, появились таблицы-фигуры, действующие с дополнениями до настоящего времени.

Как же в России появились таблицы-фигуры? Родоначальником термина «таблица-фигура», по-видимому, является компания «Шаффер и Буденберг». В пользу этого утверждения свидетельствует использование для заказа арматуры таблиц и фигур в каталогах Братьев Млынарских и «Лангензипен и Ко». Каталоги принадлежали торговым домам упомянутых компаний, имевших склады («Депо Товарищества Шаффер и Буденберг») в Москве и Санкт-Петербурге для одинаковой арматуры, производимой фирмой «Шаффер и Буденберг», АО «Лангензипен и Ко» и еще тремя российскими заводами, изготавливавшими трубопроводную арматуру. На страницах каталогов были помещены таблицы, содержащие сведения о размерах и ценах, а также чертежи (фигуры) с вариантами исполнения разных конструкций, приведены фиг. 20 и 21 клапана (задвижки) Лудло, отличающиеся материалами шпинделей и уплотнительных поверхностей: «с чугунным корпусом и железным шпинделем для газо- и нефтепроводов и чугунным корпусом, бронзовыми седалищными кольцами и железным или бронзовым шпинделем для водо- и паропроводов». При заказе потребитель мог выбрать варианты исполнений по таблицам и фигурам каталога.

В начале 90-х заказ арматуры производился, в основном, с использованием действующих таблиц-фигур. Они сохранились в каталогах, номенклатуре, производстве заводов, потерпевших бедствие от гайдаровских реформ, таблицы-фигуры использовались на складах бывших подразделений Главного комитета снабжения СССР в областных, районных, других Главснабах, приватизированных успешными новыми предпринимателями. Таблицы-фигуры значились в проектах нефтеперерабатывающих, нефтехимических, химических, целлюлозно-бумажных и многочисленных других предприятий, корректировать которые было просто некому, да и боязно тронуть работающие производства. По-видимому, «бессмертные» таблицы-фигуры будут жить еще многие годы, несмотря на существенные недостатки этой системы обозначений.

Возникшие в то время новые арматурные фирмы, испытывавшие трудности со сбытом арматуры и включением своей продукции в действующие проекты, пытались придумать новые таблицы-фигуры, полагая, что это поможет наладить сбыт зачастую добротных и современных изделий. Фирмы ошибочно считали, что успех зависит от наличия в названиях продукции таблиц-фигур. Иногда придуманные обозначения были уродливыми в попытке дать название продукции, например, «Кран шаровой КЗШс41нж», в котором использовались буквы и цифры ставшей тогда очень популярной стальной задвижки 30с41нж.

Сильфонные клапаны герметичны и поддаются обработке, обеспечивающей их полную стерильность. Это свойство позволило применить сильфонные клапаны в абсолютно чистых системах, в т. ч. при получении изотопов урана и полония для изготовления атомных и водородных зарядов. В 1949 году, после успешных испытаний первой советской атомной бомбы, были утверждены Указы Президиума Верховного Совета СССР, содержащие комплекс секретных документов о награждении коллектива создателей советского ядерного оружия. Указы имели гриф «Не подлежит опубликованию». Во всех опубликованных случаях применялась формулировка «За исключительные заслуги перед государством при выполнении специального задания». В Указах в одном списке с всемирно известными учеными фигурировали фамилии руководителей ЦКБА. В разделе «За инженерную разработку конструкций реактора и за проект завода» директор Александр Захарович Качкачев и главный конструктор ЦКБА Несанель Самойлович Лурье были награждены орденами Трудового Красного Знамени и удостоены звания лауреатов Сталинской премии «За конструирование и внедрение в производство сильфонных вентилей из специальных сплавов и сталей». Правительством СССР и выдающимися учеными была высоко оценена роль конструкторов трубопроводной арматуры, применение которой позволило обеспечить успешное выполнение важнейшей государственной задачи.

Трубопроводная арматура продолжает быть незаменимым компонентом существующих и создаваемых вновь предприятий, передовых технологий и систем. Несомненно, история арматуры далеко не окончена, нас ждет еще много открытий, а также разработка и производство новых ее конструкций.

Размещено в номере: «Вестник арматуростроителя», № 3 (52) 2019


Метки Арматуростроение трубопроводная арматура шаровые краны Шпаков Олег Николаевич журнал история арматуростроения книги по трубопроводной арматуре Юлдашев Игорь запорная арматура задвижка книга Шпаков журнал Вестник арматуростроителя Игорь Тагирович Юлдашев статьи

Смотрите также:
Медиагруппа ARMTORG. Пост-релиз об итогах проведения X Российского международного энергетического форума и Петербургской технической ярмарки-2022 Медиагруппа ARMTORG. Пост-релиз об итогах проведения X Российского международного...
С 26 по 28 апреля в Санкт-Петербурге на одной площадке состоялись юбилейный X Российский международный энергетический форум и Петербургская техническая ярмарка-2022. В третьем номере журнала «Вестник арматуростроителя» опубликован пост-релиз.
Конструкторы ПКТБА повышают квалификацию Конструкторы ПКТБА повышают квалификацию
Пензенское конструкторско-технологическое бюро арматуростроения повышает квалификацию конструкторов. Так, специалисты прошли курс обучения основам прочностных расчетов в программном комплексе SolidWorks Simulation.
Курганские заводы представили трубопроводную арматуру полпреду президента в УрФО Курганские заводы представили трубопроводную арматуру полпреду президента в УрФО
Промышленные предприятия из Курганской области совершили рабочий визит в Тобольск, где состоялась встреча с полномочным представителем президента России в Уральском федеральном округе Владимиром Якушевым.
Последние добавления библиотеки(Предложить книгу)