Российские нефтегазовые гиганты обсуждают взаимодействие с западными колегами по развитию арктических шельфовых проектов

17 Октября 2011

Главы «Газпрома», Statoil и Total обсудили взаимодействие в рамках реализации Штокмановского проекта

13 октября в центральном офисе ОАО «Газпром» состоялась рабочая встреча Председателя Правления Алексея Миллера, Президента, Главного Управляющего компании Statoil Хельге Лунда и Президента, Председателя Совета директоров Total SA Кристофа де Маржери.

Участники встречи рассмотрели вопросы взаимодействия компаний в рамках подготовки к первой фазе освоения Штокмановского месторождения, а также обсудили ход работ по разработке интегрированного Окончательного инвестиционного решения.

Штокмановское месторождение расположено в центральной части шельфа российского сектора Баренцева моря. Запасы месторождения по категории С1 составляют 3,9 трлн куб. м газа и 56 млн тонн газового конденсата, из которых в границах лицензионного участка «Газпрома» расположены 3,9 трлн куб. м газа и 53,3 млн тонн газового конденсата.

Проект освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения имеет для «Газпрома» стратегическое значение. Реализация проекта будет отправной точкой для формирования на Арктическом шельфе России нового газодобывающего региона. Штокмановское месторождение станет ресурсной базой для увеличения поставок российского газа, как трубопроводного, так и сжиженного (СПГ), на российский и международный рынки.

Лицензией на поиск, геологическое изучение и добычу газа и газового конденсата на Штокмановском месторождении владеет ООО «Газпром нефть шельф» (прежнее название — ООО «Севморнефтегаз», 100-процентное дочернее общество ОАО «Газпром»).

Партнерами ОАО «Газпром» по реализации Штокмановского проекта являются компании Total (Франция) и Statoil (Норвегия). В феврале 2008 года «Газпром», Total и Statoil (тогда — StatoilHydro) подписали Соглашение акционеров о создании Компании специального назначения Shtokman Development для осуществления проектирования, разработки, строительства, финансирования и эксплуатации объектов первой фазы освоения Штокмановского месторождения. Shtokman Development AG будет являться собственником объектов первой фазы Штокмановского месторождения на протяжении 25 лет с момента его ввода в эксплуатацию.

Ранее «Роснефть» также определилась в выборе нового стратегического партнера для совместного освоения месторождений в Карском море – место ВР заняла американская компания ExxonMobil. Возможность инвестиций в энергетику США в долгосрочной перспективе для одной стороны и аналогичная возможность, предоставляемая другой стороне в России, возможно, стали определяющими факторами при принятии решения.

«Роснефть» приглашает участвовать в арктических проектах ExxonMobil в обмен на доступ к месторождениям в США

30 августа текущего года «Роснефть» и ExxonMobil стали стратегическими партнерами. Подписи под документом в присутствии премьер-министра России Владимира Путина поставили президент «Роснефти» Эдуард Худайнатов и глава ExxonMobil Development Co. Нил Даффин.

Альянс предполагает несколько аспектов совместной работы. На территории России это, прежде всего, освоение трех лицензионных участков Арктического шельфа – Восточно-Приновоземельских 1, 2, 3 в Карском море, а также Туапсинского участка в Черном море. Договоренности по последнему были достигнуты еще в начале года на Всемирном экономическом форуме в Давосе. В рамках этих проектов компании создадут совместные предприятия, в которых доля «Роснефти» составит 66,7%, а ExxonMobil – 33,3 %. Но поставить запасы на баланс в ГКЗ (Государственной комиссии по запасам) американский нефтегигант не сможет: согласно российскому законодательству такое право закреплено за компанией-лицензедержателем, то есть, «Роснефтью».

Прямые инвестиции оцениваются в $200-300 млрд. С учетом инфраструктуры, строительства необходимых сооружений, а также обустройства территории, эта сумма может дойти до $500 млрд. На финансирование геологоразведочных работ, которое возьмет на себя Exxon, будет направлено до $3,2 млрд. Ожидается, что первые скважины в Карском и Черном морях будут пробурены в 2015 году, а принятие инвестиционного решения намечено на 2017–2020 годы.

Что касается США, «Роснефть» рассмотрит возможность приобрести долю участия в ряде геологоразведочных и действующих проектов ExxonMobil в Северной Америке, включая шельфовые месторождения в Мексиканском заливе, месторождения с трудноизвлекаемыми запасами нефти в Техасе (США), Канаде и проекты в других странах. «Роснефть» получит доли, как минимум, в шести проектах ExxonMobil. «По ряду проектов Exxon уже приняла решение допустить „Роснефть“. Это те проекты, в которых компания имеет 100%. Там, где есть третий участник, [вопрос об участии] необходимо будет обсуждать с ним», – пояснял журналистам вице-премьер Игорь Сечин. По неофициальным данным, один из проект, в который может войти «Роснефть» – Hibernia в Канаде. В нем ExxonMobil принадлежит 33,1%, остальные доли распределены между Chevron, Suncor, Canada Hibernia, Statoil, Murphy.

Аналитики «Уралсиб Кэпитал» считают, что «Роснефти», прежде всего, интересны североамериканские сланцевые месторождения и технологии. Еще до покупки XTO Energy в 2010 году, традиционные месторождения нефти ExxonMobil составляли лишь 25% запасов компании, а после приобретения у нее появился крупный участок в перспективной свите Eagle Ford на юге Техаса. Именно он может представлять интерес для «Роснефти» с точки зрения долевого участия в его разработке и использования соответствующих технологий на месторождениях Западной Сибири, отмечают эксперты. Они подчеркивают, что о своей заинтересованности в американских сланцевых месторождениях нефти и газа в мае также объявил «ЛУКОЙЛ», однако о каких-либо конкретных шагах компании в этом направлении пока неизвестно.

Компании также договорились совмест-но изучить возможности разработки трудноизвлекаемых запасов нефти в Западной Сибири. В частности, речь идет об освоении месторождений «Роснефти» на территории так называемой Баженовской свиты («сланцевая нефть») с ресурсами 2,5 млрд т, а также добыче нефти из низкопроницаемых коллекторов Приобского месторождения.

В рамках соглашения партнеры создадут Арктический научно-проектный центр шельфовых разработок (ARC) в Санкт-Петербурге, где будут работать специалисты этих компаний. Центр воспользуется собственными технологиями ExxonMobil и «Роснефти», а также станет разрабатывать новые технологии для содействия реализации как совместных проектов в Арктике, включая буровые и добывающие суда и платформы ледового класса, так и других проектов российской госкомпании. Exxon профинансирует начальные расходы на создание и функционирование центра.

Американская компания оказалась достаточно щедрой, согласившись взять на себя первые расходы, хотя еще в 2010 году она отказалась от совместного с «Роснефтью» освоения арктического шельфа, сославшись на дороговизну проектов. В этот раз российские чиновники заверили компании, что им будут предоставлены необходимые налоговые льготы.

При стоимости нефти, равной $100 за баррель, прибыль отсутствует и возврата средств инвестору не происходит, поскольку добыча и транспортировка в суровых условиях Арктики обходятся почти в $30, а оборотные налоги забирают у инвесторов более $70. При дальнейшем снижении стоимости нефти арктические проекты и вовсе становятся нерентабельными, поэтому вопрос их льготирования в настоящее время является предметом обсуждения в российском правительстве. Например, Министерство энергетики считает, что внутренняя норма рентабельности для шельфа должна быть от 20% и выше.

Президент «Роснефти» Эдуард Худайнатов так прокомментировал решение о сотрудничестве с Exxon: «Партнерство „Роснефти“, имеющей уникальную ресурсную базу, с крупнейшей и самой высококапитализированной компанией в мире отражает наше стремление повысить капитализацию компании путем применения передовых технологий, внедрения инновационного подхода к ведению бизнеса и усиления кадрового потенциала. Эта сделка является результатом многолетней совместной работы с ExxonMobil и выводит „Роснефть“ на масштабные проекты мирового класса, трансформируя компанию в лидера глобальной энергетики».

«Наши технологии, инновации и возможности по реализации проектов дополнят сильные позиции и опыт «Роснефти», особенно в понимании перспектив разработки российского шельфа», – отметил президент ExxonMobil Нил Даффин. Владимир Путин назвал ExxonMobil «одной из ведущих компаний, в том числе в работе в сложных арктических широтах».

«Роснефть» уже работает с Exxon в России в рамках проекта «Сахалин-1» (30% у американской компании, она выступает оператором проекта, 20% у «Роснефти»). Теперь американской компании предстоит осваивать шельф Карского моря. По сути, она заняла место ВР.

Однако, в отличие от сделки с британцами, альянс с американской компанией не предусматривает обмен акциями. «Нам это не нужно», – так прокомментировал отсутствие данного пункта в соглашении глава «Роснефти» Эдуард Худайнатов. В свою очередь, вице-премьер правительства, курирующий российский ТЭК, Игорь Сечин отметил, что на начальном этапе нет необходимости в обмене акциями. В то же время вице-премьер добавил, что этот вопрос оставлен на усмотрение компаний.

«Роснефть» была заинтересована в обмене акциями с ExxonMobil, поэтому переговоры затянулись на полгода, отмечает гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин.
«Это было одним из условий вхождения в проект, но акционеры американской компании отказались. К тому же, требовалось разрешение от властей США. Вряд ли обмен произойдет в будущем», – говорит он. Несмотря на это, «Роснефть» все же пошла на подписание соглашения с Exxon, поскольку отказаться от от сделки означало бы потерять свое лицо, считает политолог.

Напомним, что в январе текущего года «Роснефть» объявила о создании альянса с британской ВР. Договор предполагал взаимный обмен акциями, что открывало бы доступ российской компании к международным проектам партнера. Российская госкомпания должна была получить 5% обыкновенных голосующих акций ВР в обмен на 9,5% своих бумаг (каждый пакет оценивается в сумму около $7,8 млрд). Но из-за препятствий, налагаемых акционерным соглашением, заключенным между ВР и консорциумом AAR в рамках ТНК-ВР, «сделка века» не состоялась. В июне «Роснефть» начала переговоры с другими зарубежными нефтегазовыми компаниями. В списке были китайские CNPC, CNOOC и Sinopec, индийская ONGC, Shell, бразильская Petrobras. Однако ни одна из этих компаний не предлагала «Роснефти» войти в свой капитал. В результате, партнерство с крупнейшей в мире нефтегазовой корпорацией – ExxonMobil, обладающей необходимыми технологиями и опытом бурения в сложных условиях Арктики, для российской госкомпании оказалось предпочтительнее

← Обсудить на форуме


Смотрите также:

Sealcore S.r.L. Интервью с техническим специалистом компании М. Пагани в рамках выставки MIOGE 2017: Мы с удовольствием делимся знаниями и профессиональным опытом с нашими российскими партнерами

Sealcore S.r.L. Интервью с техническим специалистом компании М. Пагани в рамках выставки MIOGE 2017: "Мы с...

Уважаемые зрители портала Armtorg.ru, мы продолжаем публикацию интервью, сделанных в рамках международной выставки нефтегазового...

В 2016 г. объем производства трубопроводной арматуры в России составил 130 тыс. т

В 2016 г. объем производства трубопроводной арматуры в России составил 130 тыс. т

По данным «Анализа рынка трубопроводной арматуры в России», подготовленного BusinesStat в 2017 году, объем ее производства в стране в 2016 году...

ВМЗ приступил к внедрению электронных технологических паспортов на производстве

ВМЗ приступил к внедрению электронных технологических паспортов на производстве

В литейном цехе ВМЗ запущен программный модуль «Электронный технологический паспорт». Система автоматизированного формирования...


Последние добавления библиотеки