<...>
В 1944-45 годах началась так называемая деэвакуация населения. Большая группа специалистов завода уехала на родину в освобожденный Днепропетровск восстанавливать свой «Большевик».<...>
ссылка *****
Воловик Василий Семёнович
04.03.1928 - 27.12.2012
Герой Социалистического Труда
Даты указов
1. 04.10.1966 Медаль № 11828
Орден Ленина № 370653
Воловик Василий Семёнович – старший машинист энергоблока Приднепровской ГРЭС Днепроэнерго Министерства энергетики и электрификации Украинской ССР, город Днепропетровск.
Родился 4 марта 1928 года в селе Ново-Григорьевка (ныне Васильковского района Днепропетровской области, Украина) в крестьянской семье. Украинец.
Окончил школу в родном селе, а затем училище фабрично-заводского обучения в Днепропетровске. После окончания училища с 1945 по 1948 год работал формовщиком-литейщиком в артели «Красный литейщик» в Днепропетровске.
В конце 1948 года был призван в армию и направлен на Балтийский флот. В 1953 году был уволен в запас.
Вернулся в Днепропетровск и работал по специальности в артели «Большевик». В 1955 году перешел работать на Приднепровскую ГРЭС. Трудился помощником машиниста, затем машинистом, старшим машинистом котлов. С 1960 года работал машинистом блочной системы, старшим машинистом энергоблока. Освоил энергоблоки мощностью 150 и 300 мегаватт.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 октября 1966 года за выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий семилетнего плана по развитию энергетики страны, Воловику Василию Семёновичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Продолжал работать на Приднепровской ГРЭС старшим машинистом энергоблока до 1971 года. В дальнейшем был начальником смены блоков 300 мегаватт, старшим мастером котлотурбинного цеха №2, старшим инженером, заместителем начальника КТЦ-2. С 1988 года – на пенсии.
Избирался депутатом Днепропетровского областного Совета депутатов трудящихся.
Жил в Днепропетровске (с 2016 год Днепр). Умер 27 декабря 2012 года.
Награжден орденом Ленина (4.10.1966), медалями, в том числе серебряной медалью ВДНХ СССР.
ссылка Интересно было бы узнать судьбу артели "Большевик" впоследствии - думаю, вряд ли бы просто ликвидировали в 1950-х такое производство, наверное, реорганизовали в какой-то днепропетровский завод. Вот только в какой?
Гуглится какой-то завод "Большевик" в Днепропетровске по ул. Ульянова, 10. В числе продукции много чего разнообразного.
Большевик, Днепропетровский завод, АП Брелки для ключей, монетницы, значки и медали рекламного характера. Гидравлическое и маслогидравлическое оборудование. Модные товары и сувенирные изделия. Накопители, аккумуляторы гидравлического давления. Насосы классифицированные по области использования, питательные для гидравлических прессов. Подарочные изделия. Распределители давления для гидравлических прессов для металлообработки. Сувениры. Товары и подарочные изделия с рекламой, промоушен-изделия. Управляющие системы и системы привода для металлообрабатывающих станков.
ссылка
1,
2.
*****
БОЛЬШЕВИК, ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ ЗАВОД, ОАО,оснастка технологическая для металлообрабатывающей промышленности.;
ссылка*****
ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ ЗАВОД БОЛЬШЕВИКоснастка технологическая для металлообрабатывающей промышленности, сувениры
ссылка*****
Здесь говорится, что ОАО "Завод "Большевик" (Днепр) - это "Бывший опытно-экспериментальный завод облместпрома."
“МЕГАЗНАК” - знак высшего уровня
Пожалуй, многие из нынешних школьников даже и не знают о существовании в недалеком советском прошлом октябрятских звездочек и пионерских значков “Всегда готов!”. Все эти “знаки отличия” - по государственному заказу -
выпускал небольшой днепропетровский завод “Большевик”. Изготовление немудреных звездочек и значков для юных ленинцев открыло заводу возможность работать над заказами для предприятий, организаций, учреждений, республиканских, областных и городских властей, спортивных обществ, для проведения различных международных мероприятий. Первое время заказы выполнялись по эскизам лучших художников Художественного фонда Украины. Но с начала 60-х годов на предприятие пришел один из лучших выпускников знаменитой Павловской (г. Павлово-на-Оке Нижегородской области) художественно-ремесленной школы Борис Алексеевич Тарабакин, и завод стал производить нумизматическую продукцию по эскизам Бориса Алексеевича и его учеников.
Творческое развитие мастера Тарабакина шло по пути разработки собственной школы “техники рельефного гравирования” и создания оригинального орнамента, соединяющего европейский стиль растительного орнамента со строгостью советской геральдической школы. В советский период Борис Алексеевич приобрел колоссальный опыт, выполняя заказы на подарочные изделия для Совета Министров Украины, высокопоставленных партийных и государственных деятелей тех времен. В арсенале умельца обронное (трехмерное) гравирование по металлам, филигранные работы, ювелирные технологии, резьба и инкрустация по дереву, резьба по кости и перламутру, миниатюрная роспись по эмалям, лакам, металлам.
Полное сохранение рецептур и традиций ремесел XIX-XX вв. соблюдается благодаря тому, что Борис Алексеевич, работая и сегодня, в свои 73 года, продолжает не только охранять, но и творчески развивать народные традиции, лично курируя каждый заказ, удивляя специалистов в области нумизматики, фалеристики, ювелирного дела не только в Украине, но и в России, Польше, странах Балтии, Германии, Франции и США.
Мастер Тарабакин приобщил к граверным работам всех своих сыновей (а их у него трое!). Двое из них сегодня работают по самому высокому - 6-му граверному разряду и являются народными мастерами Украины по художественно-прикладному искусству. Связав воедино свои навыки и высшее художественно-техническое образование с богатейшим опытом отца, они стали достойными продолжателями трудовой и творческой династии граверов-металлистов Тарабакиных.
Сильнейший в Украине творческий коллектив
в 2001 году создал на производственной базе Днепропетровского завода “Большевик” частное предприятие “Мегазнак”. Здесь работают
специалисты, выполнявшие на “Большевике” полный цикл работ по созданию эскизов, подготовке комплекта рабочих инструментов и изготовлению сувенирно-наградной продукции. Продолжая 50-летние традиции завода в сфере разработки и производства значков, памятных настольных медалей, нагрудных знаков, коллектив предприятия освоил выпуск оригинальных подарочных гербов городов, областей, предприятий, другой сувенирно-представительской продукции. За последние годы “Мегазнаком” выполнен ряд эксклюзивных работ по специальным заказам Днепропетровской облгосадминистрации - к 70-летию Днепропетровской области, к 200-летию Екатеринославской губернии, Днепропетровского горисполкома - к 225-летию Днепропетровска, подарочные гербы к 250-летию Днепродзержинска, изделия к 40-летию Физтеха ДГУ, 70-летию ДнепроГЭСа, для IV экономического форума “Украина-Польша-Литва” и др. Ряд уникальных изделий был вручен Президенту Украины, членам Кабинета Министров.
ЧП “Мегазнак” имеет все необходимое, чтобы выполнить любой ваш заказ - от жетонов и нагрудных значков различного назначения, фирменных значков и брелоков до памятных медалей, гербов и знаков отличия для работников вашего предприятия.
Уровень квалификации и безукоризненный художественный вкус мастеров предприятия “Мегазнак” таковы, что им под силу выполнение и таких уникальных работ, как восстановление по эскизам утерянных наград. Например, был изготовлен в единственном экземпляре “Крест Екатеринославского похода 1920 года”. Кстати, в числе других экспонатов “Мегазнака” он представлен в экспозиции открывшейся в марте 2003 года в Днепропетровском историческом музее им. Д.И.Яворницкого выставки “Украинская геральдика: прошлое, настоящее, будущее”. Работы предприятия “Мегазнак” сегодня знают в Монреале и Берне, Будапеште и Бухаресте, Лос-Анджелесе и Лейпциге. Познани и Пловдиве, Измире и Пекине.
ЧП “МЕГАЗНАК”
ул. Ульянова, 10,
г. Днепропетровск,
49101, Украина.
Тел./факс: (0562) 31-84-76,
31-84-75.
E-mail:
megaznak@a-teleport.com http://megaznak.narod.ru/ссылка
1,
2,
3*****
Павловская гравёрная школа
Почвой для расцвета граверной школы в г. Павлово на Оке Нижегородской области стала обширная сеть кустарных промыслов известных в России начиная с XVII века. Именно в это время из Германии были привнесены передовые технологии обработки металлов, которые оседали в местах с удобными географическими, транспортными (водными) сырьевыми ресурсами и наличием рабочей силы.
Нижегородская область в силу естественного удовлетворения всех этих требований, а также, с учетом протекания по ее территории главной транспортной артерии России – Волги с важнейшим притоком Окой, неминуемо должна была стать центром переработки уральских руд в металл и изделия из него. Уже в VIII веке, вопреки случаю, решившему волей Петра I основать ружейное Российское производство в г. Тула, а не в Нижнем Новгороде, как советовали ему специалисты, Нижегородская область становится базой производства металлической галантереи для всей Европейской части России. По меньшей мере, два десятка кустов (деревень) Павловского района - центра металлического производства становятся визитной карточкой России в Европе, и среди них уже в XIX веке уверенно лидировал Павловский куст, который в это время является признанным законодателем мод в производстве столовых приборов, замков, инструмента. Именно это позволило деревне Павлово получить к концу XIX века статус города с названием Павлово на Оке, а 80 процентам мужского населения города носить гордое звание Павловского металлиста.
К 1917 году более половины Павловских умельцев выделяются из когорты кустарей и открывают собственное дело. Они приобретают новое оборудование, изобретают собственные приспособления для художественной обработки металлов резанием, штамповкой, тиснением. Многие из них имеют наемных рабочих и кроме постоянного ассортимента выпускаемой продукции ведут настоящие творческие разработки собственного стиля фамильных и семейных секретов мастерства, которые передавались из поколения в поколение. Сегодня этот принцип передачи знаний известен как «ноу-хау» и считается передовым методом защиты от подделок.
После Октябрьской революции большинство самостоятельных хозяев за короткое время распродают оборудование, отказываются от использования рабочей силы и от собственного дела и поступают в качестве квалифицированной рабочей силы на фабрики и заводы города, которых в 1917 году было пять. Однако бурный рост промышленного производства в годы индустриализации в СССР потребовал в десятки раз большего количества металлистов. И с 1945 года в СССР были учреждены 2 художественно-ремесленных училища готовящих ежегодно более 100 специалистов для страны. Одно из них находится в Красном Селе, а второе в городе Павлово на Оке Нижегородской области.
Необходимо отметить, что для преподавания в них были привлечены чрезвычайно опытные и талантливые специалисты, мастера своего дела и прекрасные преподаватели, а курсантами набирали детей и внуков тех самых Павловских кустарей, которые приобрели уже рабочую закалку, работая на оборонных предприятиях города Павлово на Оке: Новом заводе, Сталинском заводе, автозаводе и др.
В этих исторических и творческих условиях, в послевоенное время и пришлось Борису Тарабакину пройти обучение в Павловском художественно-ремесленном училище в группе граверов-художников и попасть в третий по счету выпуск этого учебного заведения. И если дед его был известным мастером-кустарем, а отец, Алексей Иванович Тарабакин основателем собственного производства по обработке металла, а после революции – слесарем-лекальщиком высшей квалификации на военном заводе, то Борис Тарабакин после окончания училища, соединив практику своих родителей с теорией лучших специалистов-преподавателей становится одним из лучших выпускников своего года и получает назначение (по «вербовке») на Украину в город Днепропетровск для освоения производства металлоизделий в местной промышленности.
Необходимо отметить, что в это время в городе бурно развивается промышленное производство и город, производящий металл испытывает нужду в производствах по его обработке и изготовлению изделий из него. Образуется большое количество заводов, выпускающих инструмент, металлическую галантерею, сопутствующие и хозяйственные товары на необходимом высоком уровне. Начало этим заводам дают бесчисленное количество артелей, которые становятся кузницей кадров и «творческими мастерскими» для последующего развития промышленного производства.
Одним из таких заводов является Днепропетровский опытно-экспериментальный завод, (в последствии – завод «Большевик»), который «вырос» из артели «Большевик». В 1960 году здесь начато производство ложек, ножей столовых и ножей для мясорубок, штопоров и др. продукции – металлогалантереи. А с 1962 г. Минместпром Украины добивается в Москве разрешения на производство в союзном масштабе октябрятской звездочки и пионерского значка «Всегда готов» из алюминия, для чего на заводе строится несколько новых производственных помещений и создается компактный замкнутый цикл производства значков. С этого времени на заводе выполняются заказные разработки значков для предприятий, организаций, учреждений, городских и областных властных структур, спортивных обществ, международных мероприятий и т.д. Сначала эти заказы выполнялись по эскизам лучших художников Художественного фонда Украины, Совета Министров. В последствии граверы-художники, воспитанники Бориса Алексеевича постепенно перешли на работу по собственным эскизам и идеям с учетом специфики технологии холодной штамповки.
В силу этих естественных причин за 40 лет творческой работы в отрасли производства значков и сувенирно-представительской продукции, имея за плечами семейный опыт 2-х поколений Павловских металлистов и выполняя ответственные работы по эскизам лучших в то время художников Украины, Борис Алексеевич накопил богатый собственный опыт в области рельефного, глубоко традиционного, на 100 % ручного гравирования без применения какой-либо механической обработки, т.е. только теми инструментами и приемами, которые были известны с VIII века в России.
Творчество Бориса Алексеевича развивалось по пути разработки собственной школы «техники рельефного гравирования» и создания оригинального орнамента, соединяющего Европейскую школу растительного орнамента со строгостью Советской геральдической школы, которой чужды излишества и основным требованием которой является достижение максимально выразительного эффекта минимальными средствами. На сегодня этот принцип творческого подхода советского общества – (в балете, живописи, кино, музыке, архитектуре, и даже спорте и науке) признан во всем мире за эталон. Ряд портретных и орнаментальных работ, представленных в металле (в виде отгравированных штампов – «казенников», или мастер – пуансонов) могут считаться «классическими», т.к. выполнены на уровне, не уступающем лучшим работам Ленинградского и Московского монетных дворов.
Кроме этого Борис Алексеевич выполнил (за 40 лет работы на заводе) огромное количество специальных заказов для Днепропетровского обкома партии и Совета Министров Украины, торговой и промышленной палаты Украины. Это были сувенирные «эксклюзивные» изделия, несколько из которых представлены в коллекции завода, а теперь – семейного предприятия «Мегазнак», творческим ядром которого он является. За сорок лет работы Борис Алексеевич воспитал более десятка граверов и ювелиров. Но главные свои секреты и знания он передает по семейной традиции трем своим сыновьям, которые сегодня успешно работают с ним в предприятии «Мегазнак», продолжая развивать традиции Павловских металлистов, и создавать традиции металлургов Приднепровского региона, удивляя искушенных специалистов нумизматов и фалеристов не только России, но и Европы. Их работы сегодня знают в Монреале и Берне, Будапеште и Бухаресте, Лос-Анджелесе и Лейпциге, Познани и Пловдиве, Измире и Пекине; многие фирмы Германии и Франции, Испании и Италии имеют в своих архивах сувениры и памятные знаки семейного коллектива Тарабакиных. Несколько эксклюзивных памятных знаков предприятия «Мегазнак» под творческим руководством Бориса Алексеевича Тарабакина подготовило и к 70-летию родного региона.
ссылкаПЕРВЫЙ ШАГ | Днепр Вечерний 09.01.1974
Нарекания в адрес предприятий «Облместпрома» не редкость. Недостаточно еще удовлетворяют они возросший спрос населения на различные товары, нехватка или низкое качество которых частенько портит нам настроение. Намечали довести до высшего технического уровня свою продукцию днепропетровские заводы «Металлоштамп», «Физприбор», Никопольский механический. Неоднократно сообщал о готовности аттестовать ряд изделий завод «Металлист» и т. д.
Но сроки минули, а торжественные обещания так и остались на бумаге. Стандартная отговорка: недостаточная подготовка технической базы.
Тем приятнее было узнать, что на
Днепропетровском опытно-экспериментальном металло-механическом заводе работает Государственная аттестационная комиссия.
Еще несколько лет назад, когда это предприятие ютилось в неудобных и невзрачных помещениях, здесь начали "серьезную и планомерную работу по модернизации производства. Раздавались, правда, голоса скептиков: мол, вселимся в новый корпус, тогда и примемся за дело. Но, как подчеркивает главный инженер Я. Н. Черепанов, руководство завода отлично понимало, что перестройка производства — вопрос не одного и не двух дней, подготовку к ней необходимо начать заблаговременно.
Самым узким местом был, пожалуй, литейный цех — маленький, с полукустарным оборудованием. Он никак не мог обеспечить увеличение объемов производства. Приняли решение расширить его, внедрить прогрессивное литье под давлением. Установка новых литьевых машин позволила значительно увеличить выпуск продукции. Применив установку токов высокой частоты вместо дуговых печен, сократили время плавки втрое. В общем же производительность труда увеличилась в три-четыре раза, свободней вздохнули в сборочных цехах — дефицит был ликвидирован.
Помогли совершенствованию технологии пуск ряда конвейерных линий, внедрение станков-полуавтоматов. Так что к моменту вселения в новый современный корпус завод подошёл уже с солидным багажом, специалисты накопили ценный опыт, поверили, что и небольшому коллективу по силам решать сложные задачи. Так, инженер В. Липец, технолог Б. Корсунская совместно с начальником цеха Г. Киселевичем предложили применить на штамповочном участке нового цеха научную организацию труда. Проведена рациональная установка оборудования, устраняющая встречные грузопотоки деталей. Многое сделано для создания наилучших условий для рабочих — вплоть до применения удобных стульев с вращающимися сиденьями. Механизирована с помощью тельферов установка штампов, вес которых доходит до ста килограммов. Общая экономия от внедрения планов НОТ составила 21 тысячу рублей.
Таких новшеств немало. Например, установка нового автомата, разработанного главным конструктором И. Е. Семеновым и главным технологом В. И. Бяликом, позволила избавиться от пяти устаревших прессов. Обслуживает же автомат всего один человек.
Никто не оценит эти нововведения лучше, чем сами рабочие. Бригадир комплексной бригады А. А. Иванкин говорит:
— Легче работать стало не только прессовщикам. Лучшие условия и организация труда позволили И нам, сборщикам, повысить производительность труда чуть ли не в полтора раза.
Характерная деталь: бригада А. А. Иванкина в третьем квартале минувшего года завоевала вымпел победителя социалистического соревнования по «Облместпрому». Сказалось здесь не только личное мастерство, но и дружба с техническим проггрессом.
...В небольших, похожих на фотокюветы корытцах движутся по конвейеру различные детали-элементы будущих замков. Изделие это, на первый взгляд, совершенно обыденное, относится к числу древнейших достижений технической мысли и смекалки человека. Не случайно замкам отведены специальные разделы во многих музеях.
Днепропетровский опытно-экспериментальный металломеханический завод выпускает 14 видов замков. На Украине он базовый, является «законодателем мод» для 11 предприятий — киевских, львовских, харьковских, ворошиловградских.
Последняя разработка заводских конструкторов — висячий замок ЗПЛЦ-4. Это изделие успешно выдерживает сравнение не только с лучшими отечественными образцами, но и продукцией фирм «Бург» (ФРГ), «Гоал», (Япония). Замок удобен, надежен, красив по внешнему виду. Государственная аттестационная комиссия приняла решение присвоить ему, первому среди аналогичных изделий в стране, Знак качества.
Что ж, завод можно поздравить вдвойне: аттестацию он провел досрочно. В планах коллектива — дальнейшее развитие работы по совершенствованию производства, внедрение нового, прогрессивного оборудования.
Конечно, один замок, даже со Знаком качества, как говорят, погоды не делает. Но можно рассчитывать, что руководители предприятий местной промышленности изучат опыт своих коллег с металломеханического, который поможет им довести продукцию до высшего технического уровня.
В. ЕФРЕМОВ, инженер лаборатории Госстандарта СССР.
9 января 1974 года.
ссылкаУ меня в "кладовой" есть фото шильдиков с прессов, но шильдики не совсем "нормальные" - модель изделия не указана.
На GerboWiki, в "Каталоге товарных знаков и клейм на значках" есть несколько клейм Днепропетровских заводов (или одного и того же завода?):
№№25-27а. Под
№25 тот же знак, что и на шильдиках:
Отдельное Спасибо за фотки корпуса и тисков!
Пожалуйста! Когда гуглил, ещё попалась кухонная "
подставка под горячее", но фотки не открываются - не прочесть надписи толком.