Миргородский арматурный и Холдинг «Промарматура»: освоено серийное производство специальной арматуры высоких параметров для российского рынкаВ этом номере мы размещаем вторую часть большого интервью с генеральным директором ЗАО «Промарматура» И. В. Межебовским. Обращаем внимание на парадоксальную ситуацию на внутреннем арматурном рынке стран бывшего СССР. Если в России СМИ заполнены проблемными статьями о крупнейших производителях арматуры, то в Республике Беларусь и в Украине активность арматурных компаний поражает. Российским чиновникам от арматуры хотелось бы посоветовать не возить в турпоездки арматурных спецов в Китай, Турцию или Италию, а посмотреть вокруг, что делается. И может, пока «топ–менеджеры российской арматуры» ударно работают в солнечной Италии, арматурщики не только Европы и Китая, но и Украины, Беларуси, Казахстана заберут рынки сбыта в России и тогда оправдывать свою лень и нерадивость «потоками поддельной китайской арматуры» станет глупым и смешным для всех.
Д. *, главный редакторИгорь Валерьевич, продолжая наше интервью, появилось много вопросов по Китаю. Ччто в Поднебесной делает «Промарматура»? В чем цель сотрудничества с китайскими предприятиями? На Миргородском арматурном я видел только китайские испытательные стенды, а все то, что везут российские арматурные заводы не наблюдалось. Ваш комментарий?
По поводу Китая я скажу так: там есть чему поучиться! Начиная от простых приспособлений, заканчивая технологией точного литья, которую они трансформировали для габаритных отливок. Например, корпус задвижки Ду 300 мм. Там интересно все, от норм времени на обработку изделия, до отношения к труду.
Что касается испытательных стендов, то они значительно удобнее и лучше российских, поэтому мы их и берем. И это не голословное высказывание. Мы эксплуатируем и пензенские стенды.
Также в Китае мы размещаем заказы на некоторые комплектующие, например, такие как пробка шарового крана, тарельчатые пружины, маховики для арматуры, большие МИМы, а также КИТ–комплекты — словом, того, что на данный момент мы пока сами произвести не можем, например задвижка dy 1200 мм.
Что касается готовых изделий, то я не буду рассказывать сказки, как это делают многие производители, а главное, лжепроизводители, в основном, вновь образовавшиеся арматурные бренды: «Мы все сами, китай — ни за что!». А потом на химкомбинатах нержавеющая арматура, просто рассыпается. А чего стоит арматура без товарного знака завода?
Что можно сказать о продукции, на которой нет товарного знака завода–производителя, и единственное, что есть, так это номограмма системы ГОСТ–Р? Эта продукция обезличена, за ее качество никто не несет никаких гарантий, и ее качеством невозможно испортить репутацию завода–изготовителя. Вот это и есть основной признак безответственности поставщика.
Я как–то в Китае общался с директором одного из крупнейших заводов по производству чугунной задвижки и рассматривал у него в офисе выставочные экземпляры. Нам дали гаечные ключи, и мы с нашим главным конструктором вскрыли задвижку. Бронзовая ходовая гайка, наплавка бронзой седел и клина - ну все как положено. Спрашиваем, сколько стоит - он говорит 49 долларов. На рынке России одна из сибирских оптовых фирм продает эту же задвижку по 17 долларов. Резонно задаю вопрос: «А как же по 17 долларов?». А он мне отвечает, что ЭТА стоит 49 $, а по 17 $ она в полтора раза легче и без наплавки уплотнительных поверхностей и с черной ходовой гайкой ну и т. д. А далее говорит, что заказчик из России просил, что бы была еще хуже, лишь бы дешевле, но хуже сделать у него не позволяет технология на заводе. Вот такая печальная история, вот что попадает нашему потребителю, который в этом, кстати сказать, виноват сам, так как основным критерием на тендере является низкая цена. Но, как известно, скупой платит дважды, а в случае с арматурой — и трижды, и то - если не случилась авария. Но по такой продукции судить в целом о китайской промышленности нельзя. Уровень многих китайских заводов, особенно тех, которые работают на рынки Америки, Японии, Европы, очень высокий, и нам всем, даже по подходу к контролю качества изделий, до них еще далеко. Не скажу ничего нового, если напомню еще раз прописную истину: хорошее дешевым не бывает. На этих заводах и цены соответствуют рынкам, на которые они работают. Но при этом они открыты для общения, показывают производство, приспособления, и у них есть чему поучиться и что перенять. Что мы и делаем, начиная от горизонтального разъема форм и многих других вещей.
Если вернуться к вопросу, что ЗАО «Промарматура» делает в Китае, и в частности к готовым изделиям, я еще раз скажу, что мы никогда ничего не скрывали, и хотя некоторые говорят, что задвижка ОАО «Армапром» — это «китай», определяя это по разъемной конструкции бугеля, хочу многих «умных» расстроить: это наша конструкция и была она у нас еще задолго до того, как кто–то вообще заговорил о Китае.
Да, мы работаем с Китаем, но работаем цивилизованно и квалифицированно, как весь западный мир. Партии арматуры, которые не вписываются в производственную программу наших заводов, мы закупам в Китае. Но есть много «но».
Во–первых, мы лично с главным конструктором за два года проинспектировали не одну сотню китайских производителей и отобрали из них четыре предприятия необходимого технологического уровня, причем инспектировали начиная с литейных заводов.
Во–вторых, вся эта продукция производится только по нашей технической документации и под нашим контролем.
В третьих, самое главное: у нас открыто официальное представительство в Шанхае (холдинг ПРОМАРМАТУРА имеет интересы нетолько в области арматуростроения). В штате представительства находится китайские сотрудники с квалификацией инженер–проверщик, который оснащен всеми необходимыми средствами проверки в том числе ультрозвуковым толщиномером. Поэтому контроль идет еще на стадии отливки. По условиям контрактов наш контролер имеет пропуск на предприятия–изготовители 24 часа в сутки. Кроме входного контроля идет непрерывный контроль и соответствие чертежам в процессе производства, и самое главное это стопроцентный выходной контроль каждого изделия, т. е. 100 % испытания. И после этого дополнительные испытания уже на Базе комплектации в г. Днепропетровске.
Поверьте, не каждый завод и у нас, и в России выдержит такой контроль и сдачу продукции. Мы применили старый подход военной приемки времен СССР.
Да, один из главных моментов: вся арматура из нержавеющих сталей всегда производится только на наших заводах, так как китайская нержавейка никогда не выдержит МКК и ряд других проблем, с которыми уже столкнулись химики.
Из всего вышесказанного я могу резюмировать, что изготовление нами арматуры в Китае не носит регулярный характер. Изготавливается только неответственная арматура и только из черных марок стали, и только та, которая не вписалась в программу наших заводов. Но так как мы активно модернизируем свое производство и увеличиваем свои производственные и технологические мощности, то ее количество будет стремиться к нулю.
И самое главное, вся арматура выпущенная под нашими товарними знаками полностью соответствует нашим техническим условиям, имеет заводской паспорт и мы несем по ней все гарантийные обязательства.
Вот потому, Дмитрий Георгиевич, Вы и не видели на Миргородском заводе китайской арматуры, потому что все заказы в основном мы закрываем собственной производственной программой.
В кризис почти все решают цены. Есть ли у Ваших заводов возможность за счет снижения себестоимости установить конкурентоспособные цены для российских потребителей?
Завершая это интервью, хотел бы еще раз обратиться к вопросам цен и тендеров. Да, цены во многом решают все. И это, к сожалению, дикий факт. Ведь, примитивной тендерной процедурой выхолащивается такое понятие, как качество и стоимость жизненного цикла, т. е. экономическая целесообразность.
Итог дешевой закупки — это финансовый ущерб предприятию, если рассмотреть экономику в разрезе, например, пяти лет. Ведь некоторые естественные монополии, такие как «Транснефть», «Норникель» и др. уже ввели в тендерную процедуру такое понятие как квалификация или сертификация поставщика. Я надеюсь, что такая практика будет расширяться.
Да, мы ищем и находим резервы для понижения себестоимости, но все это не в ущерб качеству, т. е. до определенных границ, которые мы не переступаем.Поэтому, я еще раз хочу обратить внимание потребителей трубопроводной арматуры на то, что есть прописная истина, прошедшая через века: хорошее — дешевым не бывает.
Уважаемые господа, потребители ТПА, вдумайтесь, что кроме экономической эффективности покупки качественной трубопроводной арматуры у реальных заводов–изготовителей, а не вновь образованных заводов–фантомов, есть еще не маловажный социальный аспект. Люди, работающие на этих заводах, имеют источник существования и зарабатывают средства для своих семей, настоящего и будущего поколения наших стран. Это наше с Вами настоящее и будущее. И я глубоко уверен, что нам с вами необходимо заботиться о нашем будущем, а не о будущем Китая, Индии и других стран. Помните об этом!