Итоговая Резолюция VII межрегиональной конференции водоканалов России: «Системные проблемы отрасли ВКХ и пути их решения», состоявшейся 25-30 августа 2014 г. в г. Чебоксары
11 Декабря 2014
Отрасль ВКХ сегодня претерпевает исторические изменения: функции регулирования отрасли все больше смещаются на уровень ответственности субъектов Российской Федерации; поставленная Правительством цель – привлечь частные инвестиции в коммунальный комплекс – привела к созданию особых условий заключения и реализации концессионных соглашений; практически создана нормативная база федерального уровня, позволяющая начать полномасштабный переход предприятий отрасли на осуществление ими деятельности по «новым правилам».
Все это должно позволить решить амбициозную задачу: обеспечить к 2020 году 90% населения России чистой питьевой водой. Переход на управление отраслью на основе концессионных соглашений является международно-признанным и апробированным инструментом повышения эффективности деятельности предприятий, а переход на долгосрочное тарифное регулирования с четкими правилами действительно, при соблюдении договоренностей сторонами, сделает возможным среднесрочное планирование в отрасли, что является необходимым условием привлечения инвестиционных средств, равно собственных или заемных.
Сохранение инфраструктуры в публичной собственности является важным элементом сохранения безопасности государства, хотя настойчивость государства повсеместно передать управление инфраструктурой обязательно частным лицам и обязательно в рамках концессии, вызывает недоумение и беспокойство у отраслевого сообщества. Системные проблемы отрасли ВКХ: Проблема учета в тарифах увеличения налогового бремени и амортизации при строительстве/модернизации новых капиталоемких объектов. При выполнении мероприятий инвестиционной программы в эксплуатацию вводятся новые объекты, а также, после завершения модернизации и реконструкции объектов, производится увеличение первоначальной стоимости, что приводит к увеличению сумм амортизации и налога на имущество, что не может быть полностью учтено при расчете необходимой валовой выручки, и, как следствие, тормозит процесс развития коммунальной инфраструктуры.
Ввиду высокой стоимости основных фондов в отрасли создающееся противоречие между необходимостью модернизации, а зачастую и создания блоков инфраструктурных систем, является отдельной проблемой, подрывающей финансовую стабильность предприятий и негативно влияющей на готовность отрасли инвестировать в сложные капиталоемкие проекты. Яркими примерами, иллюстрирующими эту проблему являются данные по водоканалам Хабаровска и Иркутска. Строительство водозаборных сооружений Тунгусского месторождения в г.Хабаровске обусловлено необходимостью перевода схемы водоснабжения с поверхностных вод р. Амур на подземные водоисточники и было осуществлено в рамках федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развития Дальнего Востока и Забайкалья». Стоимость первой очереди объекта составила 5,459 млрд. рублей, что увеличило совокупную стоимость основных фондов предприятия в 2,1 раза.
С учетом наличия льготных ставок по налогу на имущество сумма данного налога за 2013 год составила 83 млн. рублей (в 1,9 больше, чем в 2012) и ожидается ее увеличение в 2014 году до 99 млн. рублей. Амортизация по новому объекту за 1 полугодие 2014 года составила 92,6 млн. рублей.
В связи с изложенными обстоятельствами предприятие закончило 1 полугодие 2014 года с чистыми убытками в размере 78,3 млн. рублей. При этом, без учета расходов по вновь введенному объекту, предприятие сработало в указанном периоде с прибылью. В 2013 году увеличение налога на имущество МУП «Водоканал» г.Иркутска составило 9,3 млн.руб. Согласно планам проведения реконструкции канализационных очистных сооружений города Иркутска (сумма проекта составляет 21,4 млрд. руб. со сроком реализации 19 лет) увеличение налога за один год составит 24,7 млн.руб., а по завершению работ по реконструкции сумма налога составит 527,5 млн.руб. в год.
Введение целевых преференций по другим видам налога также могло бы стимулировать инвестиции в проекты с низкой или отрицательной рентабельностью. Недооценка основных фондов и незавершенность их инвентаризации негативно сказываются на необходимой валовой выручке предприятий ВКХ при формировании тарифа. Достоверная стоимость имущества напрямую влияет на размер амортизационных отчислений. Несмотря на то, что в существующем законодательстве амортизация прямо определена одним из основных источников инвестирования капитального строительства при выполнении инвестиционной программы, секвестрование амортизации для того, чтобы уложиться в предельный индекс является распространенной практикой.
Государственная поддержка развития отрасли ВКХ
Необходимо отметить, что законодательная база не дифференцирует предприятия по их экономическому положению, ставя задачу повсеместно внедрить концессионные соглашения в отрасли ВКХ. Представляется необходимым провести работу по классификации проблем развития организаций ВКХ по внутренним и внешним факторам и, в дополнение к принятой нормативной базе по развитию частного бизнеса в отрасли, внедрять механизмы развития организаций через специализированные целевые «пакеты поддержки», такие как предоставление налоговых вычетов, налоговых каникул, льготных ставок определенных налогов на конкретные мероприятия, позволяющие достичь целевых показателей за счет тарифных средств без чрезмерной нагрузки на потребителей.
Предоставление таких «пакетов поддержки» может быть увязано с обязательствами реинвестирования прибыли в течение всего времени предоставления поддержки и исполнением графика достижения связанных с предоставлением поддержки мероприятий. Учитывая, что существенная часть проектов по очистке сточных вод имеет сроки окупаемости, находящиеся за границами возможностей сегодняшнего банковского кредитования, предлагается разработать стратегию государственно-частного кредитования проектов по исполнению норм санитарно- эпидемиологического и экологического законодательства на длительные сроки в рамках концессионных соглашений с участием Фонда содействия реформированию ЖКХ и банковского сообщества. Полагаем, что данная стратегия должна опираться на инструменты долгосрочного финансирования с процентной ставкой, привязанной к условиям концессионных соглашений (то есть учитывать рост тарифов, а не рыночную конъюнктуру).
Неблагоприятная для развития концессии правоприменительная практика также складывается по вопросу налогообложения концессионной платы. Необходимо устранить законодательную неопределенность в этом вопросе и освободить концессионную плату от НДС как компенсационный платеж концессионера в адрес концедента. Именно такой смысл концессионной платы заложен Законом о внесении изменений в закон о концессионных соглашениях (265-ФЗ).
Пресс-служба: РАВВ(Российская Ассоциация Водоснабжения и Водоотведения)
Статья опубликована в третьем выпуске журнала «Вестник арматуростроителя». С 14 по 17 апреля 2025 года в ЦВК «Экспоцентр» состоялась 24-я международная выставка «Нефтегаз-2025»
Компания «НПО АСТА» завершила разработку и наладила серийный выпуск всей линейки промышленных полноподъемных предохранительных клапанов для пара АСТА серии П223 из высокопрочного чугуна.
Ключевые специалисты машиностроительнаой корпорации «Сплав», отвечающие за систему контроля и обеспечения качества на предприятии, прошли обучение в «Технической академии «Росатома».