Строительство новых ледоколов позволит выйти на тихоокеанские рынки, уверен генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Вячеслав Рукша.
В Архангельске в рамках форума «Арктика – территория диалога» прошло заседание Государственной комиссии по вопросам развития Арктики. «Мы строим ледоколы не для того, чтобы строить. Это прямой доступ на рынки Тихого океана», - сказал Рукша, отметив, что строительство ледоколов «обязательно надо связывать с развитием опорных зон».
Напомним, в российской Арктике планируется создание восьми географических опорных зон: «Кольской», «Архангельской», «Ненецкой», «Воркутинской», «Ямало- Ненецкой», «Таймыро-Туруханской», «Северо-Якутской» и «Чукотской». Как сообщил в своём докладе заместитель министра промышленности и торговли России Василий Осьмаков, головной ледокол проекта 22220 «Арктика», достройка которого ведётся на «Балтийском заводе» будет сдан заказчику в мае 2019 года. Ледоколы «Сибирь» и «Урал» - в ноябре 2020 и 2021 годов соответственно. Осьмаков сообщил, что срок сдачи головного атомного ледокола проекта 22220 «Арктика» немного откладывается, но это связано, в том числе, с использованием на ледоколе инновационного оборудования, созданного впервые. На некоторое смещение сроков повлияли и западные санкции, но эти трудности полностью преодолены.
В настоящий момент ЦКБ «Айсберг» разрабатывает технический проект 10510 универсального атомного ледокола «Лидер» мощностью 120 МВт. Ожидается, что он будет готов к декабрю 2017 года. Президент «Объединённой судостроительной корпорации» Алексей Рахманов заявил, что «Балтийский завод» будет готов приступить к строительству ледокола в 2018 году. По срокам при благоприятном исходе работы могут занять около 3,5 лет. Однако в нынешнем виде стапель «Балтийского завода» не подходит для строительства такого большого ледокола. Возможная модернизация завода является маловероятной перспективой, а значит корпус ледокола придётся строить где-то ещё.
Основными направлениями деятельности ФГУП «Атомфлот» (вошло в состав Росатома в 2008 году) являются: ледокольное обеспечение арктических углеводородных проектов; ледокольная проводка судов в акватории Северного морского пути (СМП) и в замерзающие порты РФ; оказание комплекса услуг портового флота в порту Сабетта; ледокольное обеспечение научных экспедиций в Арктике; техническое обслуживание и проведение ремонтных работ общесудового и специального назначения; безопасное обращение с ядерными материалами и радиоактивными отходами.
В состав атомного ледокольного флота в настоящее время входят: два атомных ледокола с двухреакторной ядерной энергетической установкой мощностью 75 тыс. л.с. («Ямал», «50 лет Победы»), два ледокола с однореакторной установкой мощностью около 50 тыс. л. с. («Таймыр», «Вайгач»), атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» с реакторной установкой мощностью 40 тыс. л. с. и 5 судов технологического обслуживания. В настоящее время в Санкт-Петербурге строится серия из универсальных атомных ледоколов проекта 22220 («Арктика», «Урал» и «Сибирь») мощностью 60 МВт каждый. Новые ледоколы будут обладать переменной осадкой, что позволит им выполнять задачи как линейных (типа «Арктика»), так и мелкосидящих (типа «Таймыр») атомных ледоколов.
Пресс-служба МЦ Armtorg по материалам сайта Российского атомного общества