26 Марта 2017г, Воскресенье€ — 61.8636,$ — 57.4247

Поздравляем с 65-летним Юбилеем коллектив НПФ "ЦКБА"

7 Мая 2010


Сегодня, ровно 65 лет назад - 7 мая 1945 года на базе ПКК постановлением Совета Народных комиссаров СССР №976 было создано Центральное Конструкторское Бюро Арматуростроения (ЦКБА). Новая структура была создана на основе проектно-конструкторской конторы, учрежденной в 1932 году Приказом по Российскому арматурному тресту.

В это время «вооружение» на мирное производство происходило стремительными темпами, поэтому ЦКБА в рекордно короткие сроки стало авторитетной организацией в области советского арматуростроения. В послевоенные годы учеными был найден новый источник энергии огромной мощности – атом, - который заключал в себе большие возможности. И в 1946 году заработал первый в СССР и Европе атомный реактор, арматуру для которого создали в ленинградском Центральном Конструкторском Бюро Арматуростроения.

Именно в ЦКБА в 1949-м были разработаны конструкции сильфонов и сильфонной арматуры и технология их изготовления. Конечно, по сегодняшним меркам рабочие параметры первых сварных сильфонов были далеки от совершенства, но значительный скачок в арматуростроении был сделан, и сделан он был Ленинградским ЦКБА. Появилась надежная арматура для токсичных и радиоактивных сред. Была разработана и создана арматура для атомной техники.

С этого момента ЦКБА создает большое количество разнообразных конструкций арматуры. Производство минеральных удобрений и создание нефтегазовых комплексов, опытные и исследовательские ядерные реакторы и установки – качественная арматура необходима в разных отраслях промышленности. Под руководством многих профессиональных инженеров разрабатывается документация по развитию заводов для выпуска арматуры. Среди них - Бурцев К.Н., Всесветская Л.М., Гуткин П.А., Делл А.В., Дьяченко А.Н., Заринский О.Н., Михайлов В.А., Павлович Л.Н., Никитин В.А., Тассо А.О., Титов С.П., Шаройко П.М. и др.

Теперь по документации, созданной в ЦКБА, работают более 200 заводов.

1951 год. Для химической промышленности создается арматура на сверхвысокое давление - 2000 атмосфер! Создано новое оборудование и для нефтяной промышленности - задвижки из нержавеющей стали на 64 атмосферы. Не прекращаются и разработки в области атомной энергетики. В 54-56 годах в ЦКБА создается и осваивается в производстве арматура для первой атомной подводной лодки «Ленинский комсомол».

Уже очевидно, что в области атомной энергетики нет, и не может быть другого лидера арматуростроения, кроме ЦКБА, и в 1958, согласно государственному постановлению, ЦКБА становится проектантом арматуры для первого контура ядерных энергетических установок атомных электростанций, кораблей и судов, в том числе атомных подводных лодок.

На производство арматуры специализируется ряд дополнительных заводов, производство арматуры общего назначения разрешается исключительно по техдокументации, согласованной с ЦКБА. Тем временем в ЦКБА происходят количественные и качественные изменения - появляются новые исследовательские, конструкторские и отраслевые отделы, исследуются опыт и достижения зарубежного арматуростроения. Также создается арматура традиционных видов: вентили, задвижки - и новые виды арматуры: шаровые краны, дисковые затворы, обратные затворы, электромагнитные клапаны.

В конце 1959 года в эксплуатацию вступил атомный ледокол «Ленин» - первое в мире судно гражданского назначения с ядерной силовой установкой, созданное в СССР. Арматура для него была создана в Ленинграде, в Центральном Конструкторском Бюро Арматуростроения. С той поры и до настоящего момента по документации, созданной ЦКБА, арматурой укомплектованы все атомные подводные лодки и надводные корабли ВМФ СССР и России, а также все основные системы АЭС в России, странах СНГ, включая АЭС, построенные Россией за рубежом.

1961 год. Продолжается мировая гонка вооружений. В СССР наряду с мирным строительством происходит укрепление и развитие военно-промышленного комплекса. На заводах Минхиммаша и Миноборонпрома по разработкам ЦКБА изготавливается комплекс арматуры для ракетных установок наземного и шахтного базирования. Арматура разрабатывалась как для технологических заправочных систем – топливо, окислитель, воздух высокого давления, так и для оснащения пунктов управления – специальная арматура систем вентиляции и защиты от воздействия ударной волны.

Тем временем полным ходом идут работы по созданию новых конструкций электроприводов, которые начались еще в 1952 году. Главной целью ЦКБА было создание приводов, не уступающих по всем параметрам лучшим зарубежным. Не менее важна была и унификация приводов в нормальном и взрывоопасном исполнении. Ведь исторически сложилось так, что электроприводы в нормальном исполнении изготавливались по проектам ЦКБА, а взрывозащищенные – по документации Гипронефтемаша. С 1965 года конструкции электроприводов разрабатываются на одной базе.

На рубеже 60-х-70х в ЦКБА происходят значительные структурные изменения. Приказом Министерства Арматурные заводы «Знамя труда» и завод им. И.И Лепсе объединяют в Ленинградское научно-производственное объединение арматуростроения «Знамя труда» им. И.И. Лепсе.

Теперь у ЦКБА появляется возможность комплексного подхода к разработке и освоению выпуска новых образцов трубопроводной арматуры, включая исследование, проектирование, экспериментальную отработку и подготовку производства. Это позволяет сократить сроки создания образцов арматуры новых видов.

Середина семидесятых. В СССР разработана и осуществляется общесоюзная программа, цель которой – обеспечить продовольственную независимость страны. ЦКБА активно участвует в провозглашенной программе. Специалисты Бюро Арматуростроения создают арматуру для важнейших технологических линий по производству аммиака, аммофоса, слабой азотной кислоты. Мощность такой технологической линии, например, аммофоса, составляет 700 тысяч тонн в год.

При этом ЦКБА остается новатором арматуростроения. Первые в СССР шаровые краны на давление 125 атмосфер для транспортировки рудного концентрата и угольной пульпы создаются Ленинградским Бюро Арматуростроения.

Тем временем не останавливается разработка и создание арматуры для атомных установок ледокольного флота, модернизируется арматура для энергоустановок атомных подводных лодок. Разрабатываются конструкции арматуры для АЭС с реакторами на жидкометаллических теплоносителях: БОР-60, БН-350, БН-600. Производится отработка гермоклапанов и комбинированных затворов для систем вентиляции АЭС.

Не удивительно, что в 1986 году ЦКБА становится головной организацией по государственным испытаниям важнейших видов арматуры и атомному арматуростроению. ЦКБА - базовая организация по стандартизации, научно-технической информации и патентно-лицензионной работе в своей специализации. А в 1987 году Госгортехнадзор СССР утверждает ЦКБА в составе специализированных научно-исследовательских организаций страны.

90-е годы. Пришло время больших перемен - социальных, политических и экономических. В 1994 году ЦКБА преобразуется в акционерное общество закрытого типа – «Научно-производственную фирму «Центральное конструкторское бюро арматуростроения» (НПФ “ЦКБА”). Первым генеральным директором фирмы становится Айриев Валерий Аванесович. С ним бок о бок свой вклад в развитие российского арматуростроения вносит поколение арматурщиков: Ширяев Валерий Викторович, Тарасьев Юрий Иванович, Воловик Аркадий Вениаминович, Эйсмонт Вадим Павлович, Севастьянихин Георгий Иванович, Матушак Альберт Карлович, Азарашвили Ромео Александрович, Соколов Борис Михайлович, Крылов Валерий Николаевич; Каспарянц Юрий Константинович, Жибуртович Генрих Георгиевич, Кузьмин Юрий Константинович, Крыжановский Олег Георгиевич, Быстров Вячеслав Викторович, Мочалова Лариса Геннадьевна.

В 1994 году ЦКБА была разработана и поставлена партия шаровых кранов на ГЭС «Уитес» в Мексику. Разработана партия шаровых кранов на природный газ с повышенным содержанием сероводорода. Изготовлена опытная партия кранов и поставлена на испытания на Астраханский ГПЗ. Краны успешно прошли испытания и были рекомендованы к серийному производству. Эти и другие достижения говорят о том, что ЦКБА преодолело экономические трудности и вышло на новый этап рыночных отношений.

В середине 90-х НПФ «ЦКБА» активно работает над обеспечением предприятий-изготовителей конструкторской документацией на трубопроводную арматуру для коммунального хозяйства. На предприятии ЗАО «Строммаш» в Ульяновске - впервые в отечественной промышленности - получены все разрешительные документы на применение в системах газового хозяйства сварных задвижек определенного типа, сконструированных НПФ «ЦКБА». Конструкция задвижек отличается оригинальностью, а шаровые краны, разработанные в 2002 году для ЗАО «Строммаш», защищены патентом на полезную модель.

Впервые в практике арматуростроения разработана конструкторская документация для проведения ремонта трубопроводной арматуры магистральных нефтепроводов в заводских условиях. Разработаны общие технические условия на проведение ремонта общепромышленной арматуры в заводских условиях.

Одним из главных и, пожалуй, самым серьезным направлением деятельности ЦКБА по-прежнему остается нормативная и конструкторская документация для атомной промышленности. Разрабатывается блок затворов поворотных для Ростовской АЭС, импульсно-предохранительное устройство для АЭС «Бушер». По документации, разработанной НПФ «ЦКБА», создается арматура для АЭС в Китае, а также для Кольской, Нововоронежской, Ростовской АЭС. Ведется изготовление и поставка арматуры для систем морской воды индийской АЭС “Кудан-Кулам”.

1995 год. Госгортехнадзором России НПФ «ЦКБА» выданы лицензии на право разработки конструкторской и нормативной документации и проведения технической экспертизы в области арматуростроения, в том числе на опасных производственных объектах.

Кризис начала девяностых давно преодолен, и об этом свидетельствуют новые разработки в области арматуростроения для самых важных отраслей российской промышленности: химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей. Разработаны запорные клапаны и шаровые краны для перевозки жидкого и газообразного хлора, арматура для перевозки пропана, пентана и бутана. Налажены прочные связи с зарубежным миром, и вот уже за границей большое количество заводов работает по разработкам НПФ «ЦКБА»

В ЦКБА продолжают развиваться новые направления. Одно из них - ремонт трубопроводной арматуры. НПФ «ЦКБА» получает заказ от ОАО «Транссибнефть». По документации от ЦКБА идут ремонтные работы нефтепровода. Как продлить срок службы трубопроводной арматуры магистральных нефтепроводов – тоже решают специалисты ЦКБА. Без сомнения, НПФ «ЦКБА» сохранило статус организации, которая имеет право заниматься всеми видами деятельности, связанной с созданием арматуры для промышленных объектов любой сложности.

За время своего существования ЦКБА создало большое количество трубопроводной арматуры для различных отраслей промышленности как специального (арматура для первой в СССР атомной электростанции, первого атомного ледокола, энергетических установок атомных подводных лодок), так и общепромышленного назначения (арматура для нефтегазодобывающих платформ: для объектов ОАО "Газпром", АК "Транснефть" и др.; для работы с высокоабразивными средами (объекты добычи нефти и газа, горно-обогатительные комбинаты и пр.); а также для работы с высококоррозионными, взрывопожароопасными, токсичными средами (хлор, сероводород, кислоты, аммиак и др.).

От всей души поздравляем коллектив ЦКБА с Юбилеем - желаем новых открытий, достижений в нашем деле арматуростроения!

С уважением, коллектив - ARMTORG.RU


← Посетить раздел консультаций


Смотрите также:

ИЦ ВИАЛ. Интервью с финансовым директором А. А. Соболевым в рамках Aquatherm Moscow 2017: Мы можем предложить заказчику нестандартные размеры продукции, потому что не привозим ее, а производим!

ИЦ "ВИАЛ". Интервью с финансовым директором А. А. Соболевым в рамках Aquatherm Moscow 2017: "Мы можем предложить...

Собеседником журналистов медиагруппы Armtorg стал Александр Александрович Соболев, финансовый директор Инженерного Центра "ВИАЛ"....

Итоги 2016 года: ЗАО РОУ

Итоги 2016 года: ЗАО "РОУ"

Портал Armtorg и журнал «Вестник арматуростроителя» продолжают публикацию цикла аналитических материалов для наших читателей,...

НПП «Технопроект» представляет новинку - электромагнитный клапан КЭО 10/250/072/126 С ЭВ 07/AC/230/2

НПП «Технопроект» представляет новинку - электромагнитный клапан КЭО 10/250/072/126 С ЭВ 07/AC/230/2

НПП «Технопроект» расширила ассортимент товара: вышел из производства и успешно прошел испытания на объекте электромагнитный клапан


Последние добавления библиотеки