Историческая справка: Завод Лангензипен (Знамя Труда), как все начиналось...
22 Декабря 2012
Земля на полуострове, омываемом водами рек Охты и Оккервиль, упоминается ещё в указах Петра I. В этом месте предполагалось строительство Адмиралтейства и судостроительных верфей. Для этой цели сюда были переселены мастеровые люди из Архангельской, Вологодской, Костромской и других областей. Уже в 1724 году на Большой Охте появились первые избы. В них жили плотники, кузнецы, рабочие снастьевых и парусных дел. Небольшой жилищный массив населялся людом корабельных специальностей, отсюда в народе он прозван был Матросской Слободой.
В 1877 году на мысе, омываемом рекой Охта, были построены промышленные здания, принадлежащие АО Русско-Финляндского лёгкого пароходства.
28 ноября 1878 года Саксонскому подданному Рудольфу Грошу было выдано Свидетельство на производство работ в токарной мастерской третьего участка при механическом заводе в доме номер11 по Каменоостровскому проспекту, где впоследствии начался выпуск первых образцов трубопроводной арматуры.
31 августа 1887 года начинается новая веха в истории предприятия. Его покупает товарищество «Лангензипен и К», учрежденное в 1878 году прусским подданным, петербургским купцом 2-й гильдии, коммерции советником Рихардом Людвиговичем Лангензипеном и петербургским купцом 2-й гильдии Оскаром Васильевичем Митенсом. Уставный капитал товарищества составлял тогда 30 тысяч рублей.
Рихард Людвигович Лангензипен(на фото в начале статьи) и был основателем производства трубопроводной арматуры в России, построив Чугунно-меднолитейный, Арматурный и Машиностроительный заводы на купленных у Гоша промышленных зданиях. Лангензипен существенно расширил номенклатуру выпускаемых изделий и предприятие стало быстро расти, и в 1895 году насчитывало 650, а к 1900-м годам - 800 работников.
В 1885, 1899 и 1905 годах возведены дополнительные производственные корпуса – по проекту выпускника Московского училища живописи, ваяния и зодчества, архитектора Алексея Петровича Соскова. Рядом с заводом расположилась и контора предприятия, это здание сохранилось без изменений и расположено по адресу Каменноостровский пр., 11. Дом, в котором располагалась заводская контора Лангензипена был построен по проекту архитектора Ашемура в 1886 году. Но на флюгере, украшающем четырехгранную деревянную башенку со стороны проспекта, значится дата – 1896, очевидно, это дата перестройки здания. Сохранившийся до наших дней административный корпус завода Лангензипена был одно время жилым домом.
Продукция Акционерного общества «ЛАНГЕНЗИПЕН и КО» пользовалась повышенным спросом, в чём в немалой степени способствовало особое внимание специалистов фирмы, уделяемое качеству и внешнему виду изделий. На выставках в Милане, Казане, Полтаве, Юрьеве, Одессе, Омске, Царском Селе изделиям «ЛАНГЕНЗИПЕН и КО» присуждались золотые медали. Постоянно устраиваемые конкурсы приносили положительные отзывы о продукции фирмы.
Перед Русско-Японской войной завод «ЛАНГЕНЗИПЕН и КО» выполнял заказы Министерства Обороны.
Краны-гидранты с гайками «Шторца» диаметром 1,75 дюйма, приборы «Клингер», Манометры на 200 атмосфер с кранами 5 и 6 дюймов устанавливались на военных подводных лодках типа «Морж», линкорах «Севастополь», «Петропавловск» и броненосце «Цесаревич».
Представители правления фирмы Лангензипен и КО с мастерами и отличившимися в мастерстве рабочими. Второй слева – Адам Шелковский – один из родоначальников рабочей династии, работавшей на заводе фирмы. Снимок 1917 года.
В то же время лёгкие речные пароходы, буксиры и баржи выпускаемые на Охте нашли широкий спрос и производство АО «Русско-Финляндское лёгкое пароходство» стало расширяться. Так в 1882 году на Охте начались работы по строительству новых мастерских, плотницкой, кузницы и котельной.
Строительство литейных цехов начинается в 1912 году, когда Русско-Американское металлическое общество, скупает земли по соседству. Так появилась медно-баббитная литейка, за ней вступила в строй литейная серого чугуна, а через год закончилось строительство цеха ковкого чугуна.
В 1913 году все земли и промышленные постройки на них переходят во владение предпринимателя, Э. Ф. Рыдзевского. Запродажная запись была совершена 12 мая 1913 года. Общество стало называться – Судостроительный и механический завод «Охта».
C 1917 по 1923 годы завод акционерного общества «Охта» становится заводом Речного судостроения №7 в управлении тяжелой индустрии. На заводе началось восстановление производства ковкого чугуна.
В 1918 году завод был национализирован, с октября 1922 года стал называться "Знамя труда", с одновременным присвоением имени И.И. Лепса - председателя ЦК Всесоюзного союза рабочих - металлистов.
О старом заводе напоминает небольшая постройка, прилепившаяся к громадному дому (Каменноостровский пр., д.9), построенному М.С. Лялевичем. Здание построено по проекту архитектора А.А. Ашемура в 1886 году и принадлежало заводской конторе. Четырехгранная деревянная башенка со стороны проспекта увенчана флюгером, на нем дата - 1896, очевидно, дата перестройки.
На снимке(крайний правый) (слева направо): мастер Пункевич, начальник литейной А.А. Панов, инженер-металлург Н.Г. Гершович. Справа литейщики ждут выпуска чугуна, чтобы быстро взять ковш и пока металл не остыл залить им опоки.
В ноябре 1923 года завод награждается Почётной грамотой Петросовета и переименовывается в завод «Красный судостроитель» с подчинением Судостроительному тресту.
На этом мы заканчиваем первую часть славной истории звода Лангензипен, которую в скором времени мы дополним новыми интересными фактами и материалами, а также продолжением истории предприятия в Советское время