Интервью. Уральский турбинный завод, главный конструктор А.Ю. Култышев: "Основным показателем качества оборудования – как импортного, так и отечественного – является сопровождение изделия на протяжении всего жизненного цикла"
31 Августа 2015
Armtorg: Здравствуйте, Алексей! Расскажите, пожалуйста, о вашем предприятии и выпускаемой продукции. А.К.: Добрый день, Игорь! Уральский турбинный завод существует на рынке 76 лет. Это завод с большой историей, производящий газовые турбины средней мощности для транспорта газа и паровые турбины от 30 до 300 МВт. Завод специализируется на производстве теплофикационных турбин. До 2004 года название предприятия звучало как «Турбомоторный завод», соответственно, раньше мы производили и дизели. Начиная с 2004 года специализируемся на производстве турбин. Завод в цифрах – это 1800 сотрудников, более 1100 единиц выпускаемой продукции, 1 млрд рублей, инвестированный за последние три года в модернизацию оборудования. Благодаря этому на нашем заводе устанавливается самое современное оборудование.
Специалистов для нашего направления выпускает кафедра «Турбины и двигатели» Энергетического института (входит в состав УРФУ). Студенты, обучающиеся на этой кафедре, – это будущее нашего завода. Сегодня на Уральском турбинном заводе сложилась совершенно уникальная ситуация – 85% сотрудников конструкторского бюро имеют не просто высшее техническое образование, но и специализацию «Газотурбинные, паротурбинные установки и двигатели».
Студенты, уже заканчивая обучение, два-три года работают по специальности, по сути, окунаясь в практику. Поэтому к нам на предприятие приходит настоящий специалист, знакомый со всеми нюансами производства. Можно сказать, что на Уральском турбинном заводе существует баланс консерватизма и современных решений. Хорошим показателем является и то, что наш завод постепенно расширяет рынки. В прошлом году мы получили все необходимые разрешения и лицензии на проектирование и производство атомных турбин. Так, на данный момент мы производим турбины и теплообменное оборудование для атомных ледоколов и прорабатываем проекты турбин для АЭС. Мы можем гордиться тем, что за последние пять лет закончили и реализовали 8 абсолютно разных проектов. Важным также является и тот факт, что в 2014 году 60 % нашей продукции было поставлено на экспорт.
Armtorg: В какие страны вы сегодня экспортируете оборудование? А.К.: География поставок у нас очень большая. Мы осуществляли и продолжаем осуществлять поставки в такие страны, как Монголия, Белоруссия, Казахстан, Сербия, Болгария, Румыния, Молдавия. До недавнего времени большое количество оборудования было поставлено в Китай.
Armtorg: Как вам удалось развить и приумножить технологический потенциал завода? А.К.: Прежде всего, следует сказать, что технологии – это люди. Во время перестройки заводу пришлось нелегко. Было сложно работать с академическими вузами, но мы продолжали сотрудничать в своих лабораториях с Уральским политехническим институтом (сейчас это Уральский федеральный университет). В нем мы преподавали и защищали свои дипломы по совместным темам. Среди того поколения специалистов есть и доктора, много и кандидатов наук. В тот период данная деятельность никак не финансировалась и осуществлялась лишь за счет энтузиазма и огромного желания. Теперь это поколение специалистов работает над реальными проектами на станциях, а также внедряет и новые проекты. Кроме того, 95 % выпускников кафедры идут работать в промышленность, поэтому молодые, но уже профессионально подкованные специалисты, наряду с опытным поколением специалистов нашего завода, играют первостепенную роль в развитии технологического потенциала Уральского турбинного завода.
Armtorg: Как вы можете прокомментировать ситуацию с импортозамещением? А.К.: В общем и целом, работать стало несколько проще, так как государство сформулировало новые программы, в которых поддерживает отечественных производителей. Важно также упомянуть, что основным показателем качества оборудования – как импортного, так и отечественного – является сопровождение изделия на протяжении всего жизненного цикла.
Если говорить о нашем заводе, то сегодня можно утверждать, что в сфере сервиса и обслуживания оборудования мы находимся на достаточно высоком уровне и можем конкурировать с иностранными производителями.
Armtorg: Какое импортное оборудование все же приходится использовать? А.К.: Небольшие трудности при комплектации возникают с конденсатными насосами, в частности, мы их закупаем за границей. Также к иностранным поставщикам обращаемся за трубопроводной арматурой высокого давления. Хотя на территории Российской Федерации и есть заводы, занимающиеся выпуском данной продукции, к сожалению, на данный момент они не могут в полном объеме удовлетворить запросы потребителя.
Armtorg: Большое спасибо за беседу, Алексей! В конце нашего интервью поделитесь, пожалуйста, планами предприятия на будущее. А.К.: Если говорить о 2015 годе, то по объемам выручки он остается на уровне 2014-го. Следует также сказать, что на ближайшие пять лет мы располагаем планами и по портфелю заказов, и по новым продуктам, и по инжинирингу. К примеру, мы ожидаем, что 2016 год будет для нас прибыльным. А в этом году мы будем, по большей части, осуществлять подготовку к проектам, которые планируем реализовать в 2016 году. Уральский турбинный завод развивается и готов к новому деловому сотрудничеству!
Справка:
Уральский турбинный завод — энергомашиностроительное предприятие, осуществляющее проектирование, изготовление и сервисное обслуживание паровых и газовых турбин различной мощности. Входит в группу компаний «Ренова».
В сентябре 1936 года Совет Труда и Обороны принял решение о строительстве турбинного завода на площадке Уралэлектромашины и переименовании всего комплекса в Уралтурбоэльмаш. 2 октября 1938 года постановлением Экономсовета при Совнаркоме СССР Уралтурбоэльмаш разделился на два самостоятельных предприятия — Уралэлектроаппарат и Уральский турбинный завод. В апреле 1939 года специальная комиссия наркомата разделила между заводами оборудование, материалы, финансы.
Первой машиной уральского турбинного завода стал судовой турбопитательный насос. Насос создавался по проекту Ленинградского металлического завода, но главный конструктор — Николай Молошный требовал каждый чертеж воспроизвести заново под предлогом уточнения ГОСТов и приведения нормали к принятой системе. Однажды в заводскую библиотеку пришел американский технический журнал, привлекший внимание картинкой компактного турбопитательного насоса с высокими эксплуатационными характеристиками. Эта картинка стала толчком к пересмотру проекта «лениградского» турбопитательного насоса. И вот был построен опытный образец, и начаты испытания. Машину пустили — работает, но при 5000 об/мин сгорел подшипник. Была пересмотрена конструкция и найдена ошибка. Повторные испытания прошли успешно. Турбопитательный насос получил название ТНО-120-40 и был включен Главтурбопромом в программу завода на 1941 год.
Предполагалось, что завод будет производить лишь судовые турбины и, возможно, в будущем освоит турбины для электростанций. Но неожиданно поступил заказ на турбину Кировского завода ОКО-120. Вновь были «перечерчены» все чертежи. Турбина ОКО-120 уже работали на ТЭЦ, поэтому было принято решение командировать сотрудников для получения информации непосредственно от потребителя. Постепенно конструкция кировской машины подвергалась изменениям. Основные изменения заключались в упрощении конструкции и технологичности машины, поскольку завод не обладал еще многим оборудованием. По окончании чертежи были отправлены на рецензию в Ленинград Дмитрию Петровичу Бузину. Изучив документацию Бузин дал добро.
Впоследствии турбина ОКО-120 была переименована в АТ-12-1. В годы войны на территории Уральского турбинного завода были размещены эвакуированные дизельная часть Кировского завода из Ленинграда и Турбогенераторный завод из Харькова. Дизельный выпускал моторы для боевых машин, турбинный — запчасти для электростанций.
5 апреля 1946 года моторный и турбинный заводы были объединены в Турбомоторный завод. С этого времени все изделия выпускаются с новой эмблемой — ТМЗ. С 1976 года предприятие переименовали в производственное объединение «Турбомоторный завод» им. К. Е. Ворошилова.
В сентябре 2003 года турбинное производство ОАО «Турбомоторного завода» было выделено в самостоятельное предприятие — ЗАО «Уральский турбинный завод». Завод вернул себе первое имя, при этом сохранив значительный научно-технический потенциал и большой опыт в проектировании и изготовлении продукции с маркой «ТМЗ». Изделия с маркой ТМЗ работают более чем в 60 странах мира. Заводские турбины работают в Японии, Югославии, Болгарии, Индии, Корее, Китае.
Каталог ГИСП (Государственной Информационной Системы Промышленности) - это онлайн-платформа, созданная для объединения информации о российской промышленной продукции и производителях.
Правительство России утвердило решение о докапитализации Фонда развития промышленности. В частности 20 миллиардов рублей будет направлено из резервного фонда кабмина