вид  
26 Августа 2025г, Вторник€ — 94.4622,  $ — 80.6842загрузить приложение Armtorg.News для Андроидзагрузить приложение Armtorg.News для iphone

М. Мориц, медиагруппа ARMTORG. «Китайская матрешка» отечественного рынка арматуры. Полтора года после публикации

26 Августа 2025
М. Мориц, медиагруппа ARMTORG. «Китайская матрешка» отечественного рынка арматуры. Полтора года после публикации

В четвертом выпуске журнала «Вестник арматуростроителя» Маргарита Мориц опубликовала продолжение статьи «Китайская матрешка» отечественного рынка трубопроводной арматуры.

Российский рынок трубопроводной арматуры постоянно находится в центре внимания отечественной профессиональной медиасреды. Это закономерно, так как от его состояния, направления и наполнения зависят все варианты и возможные перспективы развития отрасли арматуростроения России в целом. Полтора года назад в нашем журнале «Вестник арматуростроителя» № 6 (81) 2023 в статье «Китайская матрешка» отечественного рынка арматуры» были рассмотрены аспекты структурирования этого рынка в разрезе сотрудничества с российским крупнейшим экономическим восточным партнером. Вопросы и проблематика международной кооперации в предоставлении возможностей проникновения и доминирующего преобладания на нашем рынке изделий из КНР оказались сильно преувеличены околопрофессиональной общественностью, причины этого подробно рассмотрены в нашей прошлой статье. Но раз эта тема остается в публичном дискурсе, внимание продолжаем уделять этому и мы в настоящей статье спустя полтора года: что произошло за истекший период, как изменилось мнение наших читателей по беспокоящей теме. Остается ли вопрос актуальным?

Опрос в виде голосования по конкретизированным вариантам ответов, проведенный недавно на сайте ARMTORG.RU, действительно показывает динамику в сторону увеличения доверия к китайской продукции. Полную диаграмму результатов опроса смотрите на рис. 1.

М. Мориц, медиагруппа ARMTORG. «Китайская матрешка» отечественного рынка арматуры. Полтора года после публикации

Учитывая, что оценка репрезентативности данного опроса не предполагается, а фактически опирается только на состав посетителей сайта ARMTORG.RU, что само по себе практически не подразумевает случайных людей, не имеющих отношения к арматуростроению, то можно принять результат относительно приемлемым. Даже несмотря на то, что в том же номере журнала была еще статья об опыте оценки качества продукции из Европы на примере поставки от компании с 60-летней историей JASTA Armaturen, когда на фактически подтвержденных недостатках доказывается, что слепая вера в лейбл Made in Germany также не является знаком равенства качеству. Описанный в статье негативный опыт был основан на поставках клапанов Ду1800 лета 2023 года, а по факту и летом 2025 года пользователи и участники рынка арматуры зачастую верят в «легенду» о «европейском качестве». Хотя оно бесспорно присутствует, и на его уровень ориентируются и российские, и китайские арматуростроители, за скобками остается вопрос стоимости этого качества. Большинство участников рынка хочет высокий уровень качества, технологичности и ресурса по стоимости «масспродукта». Отсюда и высокий уровень имитации технической новизны и качества, а не реальные результаты глубокой научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности (НИОКР) многих производителей. Пока условные «маркетологи» продолжают побеждать условных «инженеров».

И спустя полтора года после прошлой нашей публикации фактически ничего не поменялось. Такой вывод напрашивается из беглого анализа тендерных запросов на сайтах о закупках предприятий, где более 25 % запросов по теме трубопроводной арматуры – это ценовые. А если провести более въедливый анализ составления заявок на тендер и по количеству технических ошибок в названиях арматуры, и даже грамматических, то становится грустно от уровня грамотности специалистов, участвующих в формировании рыночных отношений в арматуростроении. Пока можно остановиться на выводе о том, что картинка состояния рынка нашей арматуры в виде «Мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус». Цена определяет все! Менеджеры всех уровней пляшут от бюджетов, а не от технологий или качества. Рассматривая проблему качества любой арматуры и произведенную в Китае в частности специалисты, принимающие решения, в основном ориентируются на заявленные характеристики в связке со стоимостью, забывая известный принцип о соответствии «надписи на заборе с содержимым того, что за этим забором». Очень редко в новостных материалах отрасли можно прочесть о проведении опытных и испытательных мероприятий арматуры по крупным заказам, не говоря уже о средних и мелких. Озвученная ранее инициативная деятельность Благовещенского арматурного завода по периодической проверке различных видов арматуры из КНР, которая господствует на нашем рынке, не получила публичного продолжения у других производителей арматуры в России, хотя это могло бы серьезно дисциплинировать поставщиков, да и дать основания специалистам отрасли противостоять менеджменту апелляциями к цене в угоду качеству и технологии.

В подтверждение такой картины на сайтах агрегаторов на «околоарматуростроительную» тематику были размещены сообщения об испытаниях отдельных экземпляров китайских задвижек проходного диаметра 50 мм (рис. 2). В принципе, эти задвижки выдерживали требуемые параметры давления и обеспечивали перекрытие потока среды, но для вращения тока затвора требовали кратно большее усилие вместо заявленного в техническом паспорте 52 Н·м, крутящий момент на шпинделе маховика составил 120–140 Н·м. И известное уже лет пять закусывание резьбой шпинделя набивки, которая изготовлена из терморасширенного графита (ТРГ). Давняя конструкторская недоработка заключается в том, что при закрытии задвижки (клин в положении закрыто) резьба шпинделя входит в сальниковую камеру на 40 мм и разрушает кольца ТРГ. Изготовитель сэкономил на массе изделия, уменьшив габариты, но существенно уменьшил ресурс изделия и технологическую пригодность для большинства приложений изделия в промышленности. Понятно, что такие новости не могут попасть в мейнстрим отраслевых новостей, так как их ньюсмейкеры не признаны авторитетными участниками рынка и такие известия негативно влияют на эффективный менеджмент, считающий бюджет сделок, а не грамотность выбора комплектующих того или иного объекта приложения ТПА.

У рыночных отношений есть еще одно основополагающее понятие – сделка. Объектом сделки является товар на рынке. Сделка – это как палка, которая может больно бить глупых и недальновидных выгодоприобретателей по сделке, а может быть и конструктивом для чего-то более серьезного в будущем, например моста сотрудничества. Палка – она имеет два конца в обычном понимании, если она не коряга! У сделки также есть две стороны – продавец и покупатель, если только это не какая-нибудь коррупционная схема! За прошедшие последние годы отечественный рынок арматуры претерпел серьезную экспансию импортных изделий и технологий, в основном из Китая. Это стало возможным так заметно из-за того, что некогда более 20 лет зашедшие в результате «тихих» сделок в правительственных кабинетах и на скромных яхтах нефтегазовых отечественных олигархов западные арматурные бренды особо не двигались по ценам (сколько называлось, столько и прописывалось в сделке), скорее всего они между собой делили сектора своего проникновения в российский бизнес. А вот эти же западные компании после случившаяся стаи «черных лебедей» в период с 2014 по 2022 год в политике, экономике, международных отношениях, параноидальных изменениях интеллекта западных элит, очень шумно хлопая дверьми, удалились из России. Это и стало предвестником свободного захода на их место товаров из Китая в освободившиеся ниши. И действительно, в период первоначальной свободы (читай – анархии торговцев!) при отсутствии внятных действий внешнего регулятора палки таких сделок начали лупить по конечным потребителям некачественной, на скорую руку сделанной продукцией для сферы ЖКХ, энергетики, трубопроводного транспорта, промышленности и т. д. Наконец регулятор в виде правительства и его министерств начал просыпаться и постепенно, обновляя свои руководящие кадры новыми действительно рабочими персоналиями, стал уделять регулированию рынка настоящее и действенное внимание. Появились программы развития отечественного производства, меры по стимулированию российского производителя, появились инновационные проекты зон налоговых льгот и преференций. Этим темам мы регулярно посвящаем статьи. России есть чем удивить иностранцев из Европы и Америки в условиях ведения бизнеса у нас. Покрытие и разнообразие интернета, цифровизация налогообложения и удобство взаимодействия с государственными услугами для бизнеса, развивающаяся бурными темпами транспортная инфраструктура, современные логистические комплексы, обслуживающие запросы конечных пользователей товаров и услуг, предоставляемых бизнесом. Это далеко не все. Сегодня речь о совершенствовании и улучшении роли регулятора в рыночных отношениях. Недавно, 23 июня, Минпромторг РФ в лице министра Антона Алиханова заявил РИА Новости, что заканчивает тестирование и проводит заключительные эксперименты по запуску системы выявления псевдороссийских производителей и предприятий-фантомов, в этой работе используется система маркировки.

М. Мориц, медиагруппа ARMTORG. «Китайская матрешка» отечественного рынка арматуры. Полтора года после публикации

«Мы проводим эксперимент для выявления таких производителей и предприятий-фантомов. <…> Если по индикаторам риска система выявляет, что деятельность таких компаний отклоняется от нормы и вызывает подозрение. Тогда представители ЦРПТ и Роспотребнадзора проводят проверку на местах. По факту они выявляют, есть ли реальное производство или лишь юридическое лицо, которое легализует незаконную продукцию», – заявил Алиханов.

Пока система опробуется на товарах для наиболее чувствительной части потребителей продукции легкой промышленности, фармацевтики. Принцип работы системы состоит в обязательной маркировке продукции на соответствие заявленным характеристикам, сертификатам, другим разрешительным документам, регистрация и ведение базы производств и продукции, производимой в России или ввозимой по вариантам прямого или параллельного импорта.

«В ряде случаев есть основания полагать, что это импорт, который оформляется как продукция российского происхождения, чтобы уйти от таможенных пошлин и контроля», – пояснил министр в интервью РИА Новости.

По итогам эксперимента будет разработан и реализован механизм ограничения выдачи таким юридическим лицам кодов маркировки и блокировки их продукции. Это, если честно, практически слово в слово реализация идеи, изложенной в нашей статье полтора года назад по выявлению предприятий, появившихся буквально за пару-тройку месяцев перед крупной сделкой и со среднесписочной численностью в три человека, зарегистрированных в небольшой деревне на пустыре. Теперь эти посылы к регулированию рынка озвучивает министр. Понятно, что применить такое регулирование к продукции арматуростроения, имеющей серьезное влияние на крупнейшие инфраструктурные проекты или на отрасли, важные для экономики в целом, скоропалительно нельзя, но вопросы изменений в сертификации, внедрения маркировки и регистрационной цифровизации в экспертном отраслевом сообществе существуют.

Есть еще один острый и полемичный вопрос в замещении отдельных видов брендированной продукции из Европы и Америки на «премиальный» сегмент аналогичной продукции китайских производителей, и вопрос этот кратко звучит так: «А есть ли смысл?» Конечно, у поверхностных людей, которые есть в любой сфере бизнеса, не только в нашей арматуростроительной отрасли, но и в других, у таких людей, которые толпятся на многочисленных выставках и форумах со смыслом в глазах «на посмотреть», такой вопрос может существовать. Профессиональных опытных специалистов маркетинговые уловки «псевдохрома», блеска начищенной нержавейки, фантастических заявлений о свойствах и качестве герметизирующих материалов, футуристических форм и неадекватной цены эти вещи не впечатлят, независимо от того, в Европе, Америке или в Азии это сделано. Более-менее оптимально существовавшая еще недавно (пять-шесть лет назад) международная кооперация в бизнесе (не глобализация, а кооперация!) позволяла делать достойную продукция, используя технологические и энергетические преимущества различных государств во имя производства достойной продукции. А сегодня часто шумные интернет-истерики различных групп типа «любителей Маска» или «Исключительно Европейских розовых пони» создают видимость какого-либо серьезного сдвига в разрезе спроса-предложения в сторону некоей «люксовой» продукции из КНР.

Чтобы никого случайно не обидеть упоминанием имен брендов, сошлемся на аналогию в автомобилестроении. Сегодня рынок России заполонили китайские автомобили. Разные автомобили, с разными характеристиками и разных ценовых категорий – у потребителей разбегаются глаза, и они теряются в поиске достоинств либо, наоборот, в недостатках продукции из Поднебесной. Условные консерваторы страдают от отсутствия европейских позиций на рынке. Пробуем расставить все на свои места. Нет на Земле отдельно Рая и Ада! Нет ничего абсолютного! Все течет, все изменяется. Европейские производители сейчас в глубокой рецессии или в процессе перемещения бизнеса в более энергетически выгодные регионы. Их конкурентоспособность серьезно подорвана современной международной обстановкой, зачастую их собственными национальными регуляторами, властями, элитами. Умные производители ищут решения. Чтобы не задеть чью-то ранимую индифферентность к технической политике, да и к политике вообще, германская компания Mercedes на базе совместного предприятия с Beijing Benz Automotive Co., Ltd (BBAC) выпускает «Мерседесы» с 2005 года. Там производятся четыре модели Mercedes-Benz: C-Class, E-Class, GLA и GLC. В 2018 году был выпущен юбилейный миллионный Е-класс нового поколения. Чей это продукт, европейский или китайский?

Нужно понимать, что сегодня изменилась философия маркетинга, а материалы, технологии, качество производственного персонала изменяются совсем по другой траектории. Исчезли условные границы областей Европы, Америки, Азии. Скоро в эти исчезнувшие области ведения бизнеса будут внесены Африка, видимо, и Япония с Южной Кореей. Производители брендов условно из Европы Tecofi (Франция), Naval (Финляндия), Giacomini (Италия), LDM (Чехия) и, конечно, другие гиганты вроде Siemens или Danfoss имеют пока свои преимущества, но они постепенно и сравнительно быстро исчезают. Конкурентоспособность европейской продукции становится ниже продукции из других государств, в том числе и из КНР. Даже по такому принципу, как степень риска срыва сделки или проблемы послепродажного сервиса (с чем у Китая тоже есть проблемы). Есть простая табличка – не для маркетологов (рис. 3.), исходя из которой, получаем, что пара параметров относительно логистики и рисков нивелирует все преимущества одних над другими. Это и есть конкурентное преимущество!

И, к слову, 26 июня на своем сайте Минпромторг подтвердил, что не намерен запрещать механизм параллельного импорта и продлит срок действия этого механизма на 2026 год.

Недавно в новостях нашей отрасли было озвучено, что некий российский опытно-исследовательский производственный центр завершил испытания и сертифицировал технологию изготовления корпусов резервуаров для застрявших из-за санкций в процессе производства на стапелях газовозов. Россия отныне может быть в пятерке стран-обладателей таких уникальных судов. Санкции делают нас сильнее!

Возвращаясь к высказанным в позапрошлогодней нашей статье тезисам о якобы легкости проникновения серьезным легальным производителям трубопроводной арматуры на российский рынок, обратимся к выводам, опубликованным известной китайской компанией о путях и стоимости попадания на рынок России. Все это было оформлено также в краткую табличку. Самыми актуальными и наиболее приемлемыми для обеих сторон сделки там определялись создание совместных предприятий (смотри выше приведенный пример Mercedes и Beijing Benz Automotive Co., Ltd), работа через прямые поставки и российский филиал на базе реального российского юридического лица.

Что происходит сейчас в отрасли? Правительство Московской области в январе этого года объявляет о том, что китайский инвестор вложит более 100 млн рублей в подмосковное производство. Действительно, китайская компания TORKLINK CONTROLS запустит новую производственную площадку на территории индустриального парка «Есипово», управляющей компанией которого является корпорация развития Московской области (КРМО). «Общий объем инвестиций в реализацию проекта составит более 100 млн рублей. На новом предприятии в г. о. Солнечногорск компания запустит сборочное производство электроприводов для трубопроводной арматуры. После ввода новой площадки в эксплуатацию, там будет создано около 60 рабочих мест для жителей округа», – об этом сообщает на сайте правительства Московской области замппредседателя правительства – министр инвестиций, промышленности и науки Московской области Екатерина Зиновьева.

М. Мориц, медиагруппа ARMTORG. «Китайская матрешка» отечественного рынка арматуры. Полтора года после публикации
В этом же направлении развивается сотрудничество ПКТБА и крупного китайского изготовителя печатных плат, которые рассматривают развитие своего бизнеса в рамках производственной площадки ПКТБА и Технопроекта. Началось развитие сотрудничества на прошлогодней выставке в Шанхае. Для этого и нужны такие мероприятия. Почти такой же путь проходит развитие отношений между компаниями «ФлоуТехИнжиниринг», Иркутский завод тяжелого машиностроения и Kenzo Control Equipment (Shanghai) Co., Ltd, которые заключили трехстороннее соглашение о сотрудничестве в ноябре 2024 года. В рамках соглашения интеллектуальные приводы Kenzo будут интегрироваться в проекты ИЗТМ, ориентированные на металлургическую отрасль. Технический аудит завода Kenzo, проведенный специалистами ИЗТМ, подтвердил высокий уровень производства и соответствие самым современным требованиям к интеллектуальным приводным системам. «ФлоуТехИнжиниринг» как эксклюзивный представитель Kenzo в России и СНГ обеспечит поставку и сервисное обслуживание приводов. Включение приводов Kenzo в проекты ИЗТМ позволяет «ФлоуТехИнжиниринг» получить доступ к этому важному сегменту рынка, а Kenzo – расширение географии поставок. Так выглядят прозрачные взаимовыгодные сделки, которые начинаются на различных выставочных мероприятиях, отраслевых международных форумах, после взаимных визитов на производство и установления конструктивного сотрудничества специалистов.


Из самого нового – посещение генеральным директором «РЭС Инжиниринг» Сергеем Тихоновым производства нового опорного завода Shanghai EHO Valve Co. Ltd. В рамках визита был подписан рамочный договор, ознаменовавший официальное начало сотрудничества. Это обозначено в публичных корпоративных новостях предприятия. Китайский завод произвел положительное впечатление: современная производственная культура, станки для механической обработки, испытательные стенды, а также наличие высокотехнологичного оборудования, включая робота для автоматической сварки и наплавки. Все это подтверждает высокий уровень организации и потенциал предприятия для сотрудничества. Предприятие в Китае специализируется на производстве запорных клапанов, регулирующей арматуры и сильфонной арматуры. Компания обладает статусом квалифицированного высокотехнологичного предприятия, имеет ряд патентов и демонстрирует устойчивые позиции в отрасли. В рамках этого сотрудничества уже размещен заказ на изготовление 16 обратных клапанов для АЭС «Эль-Дабаа» (Египет) и планируется расширение сотрудничества.

Чтобы прийти к заключению по теме противоречий о целесообразности смены одних брендов на другие, всегда нужно понимать, зачем это нужно и что это даст в результате. Нельзя отталкиваться в оценке только от стоимостной характеристики, нужны взвешенные и грамотные специалисты, владеющие вопросом изнутри, а не те, которые на занятиях по технологии изучали географию. Нельзя себя позиционировать героем старого анекдота про аптеку:

Клиент в аптеке: – У вас есть йодистый калий?
Фармацевт: – Нет.
Клиент в аптеке: – А какой калий есть?
Фармацевт: – Есть цианистый калий.
Клиент в аптеке: – И какая разница?
Фармацевт: – Разница в 3 рубля…

Вывод, который напрашивается уже давно и был озвучен нами в прошлой статье и многими специалистами позже. Надо не смотреть по поверхности на маркетинговые «штучки» в виде красиво накрашенного силлумина или сверкающих светодиодов, а настраиваться на сотрудничество и строить-строить-строить свое! Готовить и мотивировать своих настоящих технических специалистов, исследователей, конструкторов. Это возможно только при сотрудничестве, честном, открытом, прозрачном. Нужно перенимать весь положительный организационный и научно-технический опыт, независимо от географии – это и Азия, и Европа, и Америка. Только так возможно добиться настоящего технологического сувернитета. И нужно продвигать свои бренды – Российская матрешка, чем не бренд. Красивый, со смыслом!


Размещено в номере: Вестник арматуростроителя, №4 (91)

Метки Китай Россия и Китай трубопроводная трубопроводная арматура Арматуростроение рынок рынок трубопроводной арматуры Вестник Арматуростроителя статья взаимодействие

Смотрите также:
НПО «Регулятор» поставило первый серийный образец трехходового регулирующего клапана гидрорезки кокса КГРК.00 по заказу Тюменского НПЗ НПО «Регулятор» поставило первый серийный образец трехходового регулирующего клапана...
КГРК - один из двух импортозамещающих продуктов, изготавливаемых эксклюзивно в АО «НПО Регулятор» для нефтеперерабатывающих заводов.
Система менеджмента качества ТКЗ «Красный котельщик» соответствует требованиям стандарта ISO 9001:2015 Система менеджмента качества ТКЗ «Красный котельщик» соответствует требованиям...
Таганрогский котлостроительный завод «Красный котельщик» получил сертификат на соответствие международному стандарту ISO 9001:2015.
Компания ПКТБА примет участие в XIV Петербургском международном газовом форуме Компания ПКТБА примет участие в XIV Петербургском международном газовом форуме
ПМГФ- ежегодное место встречи лидеров сферы нефти и газа для обсуждения актуальных вопросов отрасли и демонстрации прорывных решений.
Последние добавления библиотеки(Предложить книгу)