Металлургия заняла лидирующую позицию в исследовании зрелости закупочной функции от B2B-Center, являющегося частью ИТ-платформы В2В-РТС. Анализ был проведен среди 750 представителей крупных и средних предприятий России с годовой выручкой от 7 млрд рублей.
Закупки в металлургии не просто поддерживают бизнес, а являются частью его стратегии. Компании эффективно закрывают потребности, развивают отношения с поставщиками и поддерживают честную конкуренцию.
Большинство участников исследования (84 %) используют комбинированную модель управления, благодаря которой удается точнее попадать в ожидания внутренних заказчиков и делать процедуру более согласованной. Так, у 67 % компаний результаты закупок полностью соответствуют изначальным требованиям.
Меняются подходы к работе с поставщиками: 75 % процедур проходят в формате открытых тендеров, а доля неконкурентных закупок составляет меньше 10 % у 64 % участников исследовании.
Ускоряются и темпы проведения закупок: каждая четвертая компания закрывает процедуру в течение 2-3 недель, а ещё треть – в течение 3-4 недель. Однако в 42 % случаев сроки всё ещё превышают месяц.
Есть у металлургической отрасли и точки роста: только в 27 % компаний за проведение закупок отвечают отдельные специалисты, а у 45 % эту функцию берут на себя разные подразделения, что усложняет контроль и стандартизацию процесса.
При этом нагрузка на самих закупщиков довольно высока: в среднем один специалист в месяц проводит более 20 процедур.
Автоматизация пока также охватывает не все процессы. Только треть компаний полностью работает через электронные торговые площадки, а ERP-системы с нужными для закупок модулями подключены всего у 3 %, что говорит о большом потенциале развития закупочной функции в отрасли. Кроме того, каждая пятая компания не проводит проверку поставщиков до начала сотрудничества, что увеличивает риски.
Многие предприятия до сих пор используют Word и Excel для оформления заявок – так делают 44 % опрошенных при аккредитации и 29 % при предварительном отборе. Такой подход замедляет работу и мешает выстраивать долгосрочные отношения, поэтому только 8 % компаний заключают больше половины контрактов сроком от 1,5 лет.
Оценка зрелости закупок в исследовании B2B-Center охватила четыре направления: организационную структуру функции, управление поставщиками, уровень автоматизации процессов и стратегический подход к работе с рынком. Анализ включал данные с электронной площадки, анкетирование компаний и глубинные интервью с руководителями отделов снабжения.
Пресс-служба МГ ARMTORG по материалам В2В-РТС