Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы продолжаем публиковать на нашем портале интервью интересных сотрудников и руководителей различных предприятий. На этот раз мы представляем вашему вниманию беседу с Михаилом Олеговичем Зилоновым, который является генеральным директором научно-производственной фирмы (НПФ) «ЛГ Автоматика». Он любезно согласился ответить на наши вопросы и поделился некоторыми мыслями по поводу политики импортозамещения.
В России сегодня существуют не только предприятия, которые успешно осваивают производство серийных продуктов, таких как, например, шаровые краны или дисковые затворы, но и заводы, которые своей первоочередной задачей ставят применение науки и новых разработок. Одним из таких предприятий является научно-производственная фирма (НПФ) «ЛГ Автоматика». Это предприятие уже более 25 лет сочетает в себе науку и промышленное производство, гениальные идеи и инновационные решения. Сегодня нашим собеседником стал генеральный директор «ЛГ Автоматика» Михаил Олегович Зилонов, который любезно согласился рассказать нашим читателям о последних событиях на предприятии, а также поделился своими мыслями, в каком состоянии сегодня находится политика импортозамещения, и какие факторы могут влиять на российский рынок с учетом событий экономического и политического характера.
«В.А.»: Здравствуйте, Михаил Олегович. Недавно мы общались на вашем предприятии во время подготовки большого видеорепортажа, в процессе которого мы успели побывать на двух производственных площадках. Спасибо за приглашение, потому что ваше производство очень понравилось и впечатлило нашу съемочную группу. Тем не менее, хотелось бы спросить, какие изменения у вас произошли за последнее время?
М.З.: Здравствуйте, коллеги! Действительно, мы постоянно двигаемся вперед – как в плане номенклатуры, так и включения электроники в наши изделия, а также расширения области применения за счет диверсификации новых изделий. Есть у нас международное развитие и с точки зрения рынков, и применения новых технологий. На сегодняшний день можно сказать, что вопрос импортозамещения наталкивается на такую простую вещь: одного желания мало. Кроме желания, нужны условия!
Мы в последнее время часто участвуем в совещаниях, и это плюс, что на тему импортозамещения стали приглашать к диалогу – но, тем не менее, он пока достаточно тупиковый по причине того, что большинство технологий, лицензий и т.д. все-таки импортные. Идет серьезная борьба иностранных лицензиаров с возможностью применения отечественного оборудования. Она идет с переменным успехом, но наше продвижение в ней есть. Поэтому вопрос применения оборудования неизбежно наталкивается на вопрос глобального отношения того или иного зарубежного лицензиара, который, как правило, уже имеет договоры, проект, приблизительный объем применения оборудования, запланированные платежи с точки зрения лицензионных соглашений. И, конечно, вхождение нового игрока на рынок является достаточно проблемным. Но движение, несомненно, есть. Оно тяжелое и я думаю, что противодействие все время будет нарастать, это неизбежно. Ну и конечно, внутреннее понимание: сплошь и рядом «исторически сложилось» такое мнение, что отечественное оборудование – это что-то такое второго сорта, - но это уже давно ушедшая позицияростую вещь: одного желания мало. Кроме желания, нужны условия!
«В.А.»: Позиция догоняющего, вы хотите сказать?..
М.З.: Ну, наверное, да. Хотя по многим позициям мы абсолютно реально, положа руку на сердце, входим уже в роль опережающего, на это нужно время, это нужно доказывать реалиями. Но процесс уже идет, и он длительный – не на год или два.
«В.А.»: Когда у нас с вами была большая дискуссия про импортозамещение, вы сказали, что это процесс даже не пяти лет, это процесс длительный, не так ли?
М.З.: По большому счету вы правы, потому что если вспомнить Советский союз, то он начинал с лошади, а не с телеги. Были институты, они разрабатывали проект, затем передавали его заказчику и дальше осуществлялся шефмонтаж и пусконаладка нашей же монтажной организацией, суперподрядчиком, который от нуля до готового проекта строил новый завод. Применение импортного оборудования всегда предполагало обоснование.
Если ты хочешь применить импорт, по каким причинам ты не можешь применить то, что выпускается в Советском союзе? Сейчас к этому мы не пришли еще. На сегодняшний день у всех позиция такая: я применяю импорт и нужно обоснование, чтобы начать применять отечественное. То есть все наоборот. Пока эту цепочку не запустит вся страна, этот процесс будет все время идти через пень-колоду. Ну и конечно, хватит ли политической воли на эту тему – поому что процесс тяжелый и в ряде случаев закупить проще, чем научиться делать самим.
М.З.: На самом деле я считаю, что наша страна должна иметь собственные стандарты, это абсолютно однозначно. Потому что если развивать собственное производство, то это предполагает целую цепочку: есть определенные типы руды, марок металлов, которые производит металлургический комплекс, есть определенный подход с точки зрения системы монтажа и установки электроники. Речь идет даже не о конструкции, а об испытательной базе. И если вы начинаете переходить на зарубежный стандарт, то вам надо всю цепочку переводить в это же русло. Не уверен, что у вас все получится. И поэтому я считаю, что мы не очень сильно завязаны на импортных стандартах, потому что с точки зрения реальной эксплуатации разница не очень большая, а в ряде случаев наши стандарты даже лучше.
М.З.: Вы правы, мы производим и по импортным стандартам тоже: в чужой монастырь со своим уставом не ходят – это я про стандарты. Мы делаем продукцию по зарубежным стандартам, тем самым увеличивая наш экспортный потенциал. Конечно, у нас сегодня существует поддержка государства в области развития экспорта, и мы по возможности ее используем. В целом сейчас ситуация немного меняется, но очень медленно и очень тяжело. Повторюсь, это процесс не одного и даже не пяти лет, и он должен быть системным. Мы наблюдаем отвязку конечного потребителя от зависимости от импортных образцов продукции для нефтяных, газовых и перерабатывающих предприятий в России. Об этом много говорят и пишут, но процесс отвязки движется довольно медленно. Многие подтвердят мои слова.
«В.А.»: А как вы оцениваете господдержку? Мы знаем, что сегодня активно работают различные фонды, все курирует Минпромторг России и ФРП (Ред. – Фонд развития промышленности). Как вы можете охарактеризовать поддержку российского машиностроителя сегодня?
«В.А.»: Тем не менее, если оглянуться на 5-10 лет назад, то всем было непонятно, зачем мы вообще существуем, зачем организовывать технологичные производства в России, потому что крепко устаканилось мнение, что именно в Китае дешевле всего покупать, а мощные технологичные продукты можно делать только в Европе и США.
М.З.: Я всегда говорил, что наше производство, которое сохранилось, – это чемодан без ручки. Если взять в пример наше предприятие, то с самого начала мы его развивали во всех возможных направлениях. Было сложно, но мы устояли и справились с поставленными задачами. Сейчас ситуация действительно стала лучше. У нас появилась стабильная востребованность, но, опять же, она натыкается на множество препятствий. Мы вроде и готовы широко применять собственные стандарты, но возникает множество вопросов, которые не дают возможности полностью осуществить проект по нашей стандартизации. Например, если бы было решение о приоритете отечественных стандартов, а проектировщик без существенных оснований не имел права применять импортный стандарт, ситуация сразу бы изменилась. Но в реальности пока приоритет отдается зарубежным стандартам.
«В.А.»: Тем не менее, если сегодня обрисовать ситуацию 2018 года, почувствовали ли вы в середине года подъем рынка? Потому что какое-то время он был в стагнации, и все это признают.
М.З.: Если вы закупали 100 единиц какой-то продукции и из них 70% закупали за рубежом, а 30% у нас, или, к примеру, 90% за рубежом и 10% у нас, теперь вы закупаете не 100 единиц этой продукции, а всего лишь 50, но 80% вы пытаетесь покупать здесь и номинально вы покупаете в России 40 единиц этой продукции, а раньше покупали 30. И вроде бы есть рост, но рост этот немножко обманчив, потому что с точки зрения общего роста промышленности такого яркого ощущения нет. Есть определенное торможение падения – а бурного роста, конечно, нет. Сейчас в Москве прошла достаточно большая выставка по механообработке, можно по ней пройти и посмотреть – это же машиностроение, сразу видно, кто представлен. Я еще помню 5-10 лет назад, когда идешь, и отечественных предприятий достаточно много, сейчас одно-два-три – и все. Остальные отечественные предприятия, по большому счету, не являются таковыми. К сожалению, настоящих российских заводов осталось сравнительно немного и многие об этом знают.
«В.А.»: Не будем думать о «чемодане без ручки», потому что на самом деле механообработка – отрасль очень сложная, и затрагивает практически всю промышленность России – и военную, и оборонную, – поэтому я думаю, что она еще будет жить в России.
М.З.: Естественно, при наличии потребности и необходимости, при какой-то поддержке государства. Вопрос же не в том, чтобы отечественная промышленность выживала, вопрос в том, чтобы она могла самостоятельно развиваться и окупаться. А для этого, в общем-то, нужна не столько адресная поддержка, как в известной притче о том, что можно накормить рыбой. Ведь можно и научить ловить рыбу! Вопрос заключается в том, чтобы не накормить рыбой народ, не дать денег на что-то, а научить этой ситуацией или создать условия, чтобы деньги зарабатывались и у нас было настоящее производство, а не рынок потребления. Сейчас мы больше движемся по системе «накормить». В общем и целом это лучше, чем быть голодным, но «научить ловить рыбу» все таки должно быть основной целью в машиностроении.
«В.А.»: Спасибо вам большое. Каждая наша встреча – это небольшой шажок по поводу аналитики и понимания сегодняшней ситуации. Ваши пожелания коллегам, клиентам, партнерам, тем, кто знает вашу арматуру и вас лично.
М.З.: Прежде всего мое пожелание всем нашим партнерам – это, конечно, принимать более смелые решения с точки зрения применения технологий или работы с отечественными предприятиями. Я склонен говорить, что в последнее время появились аудиты и инспекции, и эта ситуация как раз правильная: вводить большие требования, но необходимо еще и принимать решения о применении именно отечественного оборудования. И это основное пожелание с точки зрения приоритета российского оборудования. Ну а с точки зрения всех наших производителей я бы пожелал, конечно, большего понимания того, что не надо копировать, а надо делать свое и тоже в этом отношении более смело принимать решения. Потому что чем больше вы делаете и говорите, что «я делаю не хуже», тем больше вы находитесь в позиции аутсайдера, вы идете сзади. Всегда надо делать что-то свое, и это по ряду позиций всегда будет отличаться, будет новым. Я думаю, что это основной путь. Потому что позиция «А вы можете сделать как кто-то там?» - неправильная. Нужно всегда исходить из того, что я делаю вот это и мы можем сравнить, насколько я делаю лучше или хуже, но это не копия.
«В.А.»: Спасибо еще раз! Удачи вам, развития предприятия и производства, и конечно, новых встреч и светлых идей!
М.З.: И вам спасибо! Пишите почаще, нам нравятся ваши идеи, продукты и конечно же, ваш журнал, который становится интереснее номер от номера
Мы также предлагаем к просмотру одно из последних интервью с Михаилом Олеговичем с выставки «Газ. Нефть. Технологии», в рамках цикла видеорепортажей, которые мы провели во время выставки:
Смотреть предыдущие части цикла видеорепортажей:
СПРАВКА:
Научно-производственная фирма «ЛГ Автоматика» - российский производитель регулирующей трубопроводной арматуры. Компания разрабатывает и производит клапаны различных типов, успешно работающие на многих отечественных и зарубежных нефтедобывающих, нефтеперерабатывающих, нефтехимических, нефтегазовых, металлургических и пищевых предприятиях. Клапаны «ЛГ Автоматика» зарекомендовали себя как надежные и качественные изделия, получили
высокую оценку потребителей.
Компания «ЛГ Автоматика» создана в 1993 году в процессе реализации программы конверсии оборонных отраслей промышленности, основной целью которой было создание отечественных систем АСУТП для нефтехимической, нефтеперерабатывающей, металлургической, энергетической и других отраслей промышленности. С момента создания компания специализируется на разработке и изготовлении клапанов как элементов полевого КИПа. В настоящее время фирма представляет собой законченный производственный цикл от разработки продукции до ее изготовления и сборки. Продукция компании является импортозамещающей и конкурентоспособной в области производства клапанов. НПФ «ЛГ Автоматика» имеет головной офис в Москве. Общая площадь производственных и складских помещений составляет порядка 16 000 кв.м. Общее число работников - 400 человек. Московское подразделение включает в себя конструктивный отдел, отдел менеджмента, сборочный участок и участок механообработки, отдел технического контроля, отдел логистики, отдел электропневмоавтоматики и другие производственные подразделения. Большая часть компании размещается в четырех производственных корпусах и специализируется в основном на механообработке и крупноузловой сборке, а также на отдельных сборках крупногабаритных изделий, и включает в себя ряд производственных подразделений (конструкторское, техническое, ОТК) и вспомогательных участков (упаковки, заготовок, АХО и других).
Компания ООО ПНФ «ЛГ Автоматика» разработала российский вариант сегментного клапана и освоила его серийное производство без получения или закупки импортных комплектующих. В перечне выпускаемой фирмой продукции - более 20 видов. Основные конструкции – плунжерные клапаны (КМР, КМО, КМРО), клапаны высокого давления (КВД), осенаклонные клапаны, баттерфляй (КБР, КБО), сегментные (КБР-С, КБО-С, КБРО-С) шланговые (КШС) и футерованные клапаны (УИФ, МИУФ), а также другие конструкции, каждая из которых выпускается из различных материалов и на различные давления (Ру от 1,6 Мпа до 40,0 Мпа) и условный диаметр (Ду от 10 мм 600 мм). Клапаны выпускаются с электро-, пневматическими или ручными приводами.
Размещено в номере: «Вестник арматуростроителя», № 4 (46) 2018
Пресс-служба МЦ ARMTORG