Расскажите
Добрый день, с удовольствием расскажу. Но не за раз, печатать много, не успею. Единственно, посьба не расценивать нижеописанное как рекламу и антирекламу. Это наш путь совершенствования конструкции и я попробую о нем Вам рассказать.
Начнем с устройства горловины. Ряд производителей применяют в качестве уплотнения фторопластовые кольца, поджатые сверху гайкой. С такой конструкции мы начинали и использовали ее до декабря 2006 г.
С одной стороны хорошо, гайку при необходимости можно подтянуть. Но есть обратная сторона медали. Во-первых, фторопласт – текучий материал и даже на кране ни разу не ставившемся, находясь под напряжением, он через несколько месяцев частично утекает в зазор между горловиной и штоком.
Происходит ослабление уплотнения. А хуже, то что, в процессе эксплуатации при циклическом изменении температур рабочей среды происходит опять же утекание фторопласта. Это чревато протечкой горловины, особенно на газу. Поэтому вывод, перед установкой крана или при изменении температуры рабочей среды в меньшую сторону такую горловину надо протянуть.На газ я вообще не рекомендую ставить такие краны.
Из-за этого, большую популярность набирают уплотнения из эластомеров – фторсалоксановый эластомер, фторкаучук (IPDM – европейское обозначение), витон. Но надо обратить внимание, что не все у эластомеров есть ограничение по рабочей температуре и среде. У фторкаучук (IPDM)
- 20 до +200 град С, у фторсалоксанового эластомера от -60 до +200 град С. Данную конструкцию применяют НАВАЛ, БАЛАМАКС, ЛД, ВЭКСВЕ, БСА, АРКОР, БРИЗ.
Система уплотнения шаровой пробки. На ней мы обжигались очень сильно, поэтому этому узлу мы сейчас уделяем наибольшее внимание.
ГОСТ говорит об испытании на герметичность при температуре +20 град С, но нигде нет испытаний при циклически меняющихся, отрицательных температурах и температурах выше 100 град С. И что не менее важно, об усилиях поворота шаровой пробки при вышеописанных условиях. А ведь кран должен быть работоспособным не только в идеальных + 20. То есть, Вы можете получить кран, соответствующий нормативам, но абсолютно не пригодный к эксплуатации.
Например, наиболее часто встречающиеся случаи.
1. кран при получении с завода герметичен и хорошо проворачивается. При установке его на теплотрассу с температурой среды около 100, он внезапно клинит, или усилие поворота возрастает в разы, при охлаждении все встает на свои места.
2. кран герметичен при +20 град С, при нагреве до +100 град тоже, но при охлаждении до +20 течет.
3. на газу. При проверке на заводе все работает, при установке на улице, с температурой окружающей среды ниже нуля кран течет, и усилие поворота шаровой пробки резко падает.
Ответ на эти вопросы достаточно прост. Во-первых, необходимо устанавливать под уплотнение шаровой пробки компенсаторы линейных температурных расширений деталей крана.
Это особенно актуально на кранах размером более DN65. И при использовании данной системы для работы на отрицательные температуры необходимы компенсаторы диаметрального изменения уплотнителя. Для компенсации линейных расширений используют либо тарельчатые пружины, либо систему из витых пружин
Принцип работы. При нагреве детали крана расширяются, пружина, сжимаясь, компенсирует увеличение размеров, и, наоборот, при охлаждении пружина поджимает уплотнитель к шару, сохраняя герметичность и стабильное усилие проворота.
Что происходит без нее. При нагреве составляющие крана увеличиваются – шар сильнее прижимается к уплотнителю – усилие поворота возрастает, либо вообще происходит заклинивание. Кран теряет работоспособность. Фторопластовый уплотнитель, находясь, в нагретом и сильно сжатом состоянии начинает течь. Поэтому часто после охлаждения изделие теряет герметичность. При установке на газ, при понижении температуры, детали уменьшаются в размерах – поджим уплотнителя уменьшается – кран течет.
Почему все это сильно актуально на кранах размером более DN65. На маленьких кранах линейные изменения не так ощутимы.
Например, по нашему мнению краны размером более DN125 вообще нельзя использовать без пружин. Они могут клинить уже при +60 град С. (Проверено)
Некоторые заведомо ослабляют кран. Выйдя с завода, он крутится буквально одним пальцем. При нагреве все будет работать, а что будет при охлаждении?
Вообще, и о каком гарантированном количестве циклов ОТКРЫТИЯ – ЗАКРЫТИЯ можно говорить.
Спасибо за вопрос. Завтра напишу еще.