Форум трубопроводной арматуры http://armtorg.ru/forum/ |
|
ООО «ИндигоСофт», Щукин В.В. Основные проблемы и противоречия, возникающие при описании объектов закупки по национальным стандартам http://armtorg.ru/forum/viewtopic.php?f=39&t=8703 |
Страница 1 из 1 |
Автор: | mg.armtorg [ 23 ноя 2018, 09:10 ] | ||
Заголовок сообщения: | ООО «ИндигоСофт», Щукин В.В. Основные проблемы и противоречия, возникающие при описании объектов закупки по национальным стандартам | ||
ООО «ИндигоСофт», Щукин В.В. Основные проблемы и противоречия, возникающие при описании объектов закупки по национальным стандартам (на примере трубопроводной арматуры) Согласно отчету Федеральной антимонопольной службы за 2017 г. при проведении плановых и внеплановых проверок в отношении закупок, осуществляемых в соответствии с требованиями Федерального закона от 05. 04. 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», выявлено 10 525 процедур с нарушениями. Всего обнаружено 15 598 нарушений, среди которых можно выделить 4 365 нарушений в части размещения информации в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок. Наиболее часто встречающимися нарушениями являются: необъективное описание объекта закупки, установление требований к несуществующему материалу, использование не стандартизированных характеристик при описании объектов закупки. В соответствии с требованиями пункта 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» описание объектов закупки в части их наименований, обозначений и основных характеристик допускается только из национальных нормативных документов, которые определены статьей 14 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». • Выдержка требования 223‑ФЗ 10. В документации о конкурентной закупке должны быть указаны: 1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации; иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика • Выдержка требования 44‑ФЗ Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: … 2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. С целью выполнения требований к описанию объектов закупок Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. № 145 утвержден порядок формирования и ведения в Единой информационной системе (ЕИС) единого каталога товаров, работ и услуг (КТРУ). Назначение КТРУ заключается в стандартизации наименований объектов закупки, качественных, технических, эксплуатационных и функциональных характеристик объектов закупки. В настоящее время в нем свыше 23 000 наименований объектов закупки и описаний технических характеристик. При проверке на начало августа 2018 г. в КТРУ отсутствует продукция, относящаяся к машинам и оборудованию общего назначения (ОКПД2, код 28.1), а также трубопроводная арматура (ОКПД2, код 28.14), включая все ее виды назначения и конструкционные типы. Помимо Единой информационной системы (ЕИС) распоряжением Правительства РФ от 12 июля 2018 г. № 1447-р утверждены перечни операторов электронных площадок для проведения государственных (муниципальных) и корпоративных закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ: • Агентство по государственному заказу Республики Татарстан • Единая электронная торговая площадка • Российский аукционный дом • ТЭК-Торг • Электронные торговые системы • Сбербанк-АСТ • РТС-тендер • Электронная торговая площадка ГПБ По состоянию на начало августа 2018 г. на выше указанных электронных площадках аналог КТРУ отсутствует, иного источника для описания наименований и характеристик объектов закупки нет. Рассмотрим основные проблемы описания объектов закупок заказчиком в части наименования, классификации и характеристик на примере трубопроводной арматуры. 1. Наименование объекта закупок 1.1 Терминология Несмотря на действующий ГОСТ 24856‑2014 «Арматура трубопроводная. Термины и определения», при описании наименования объекта закупки используются недопустимые термины (клапан/вентиль; затвор/захлопка) или неправильный перевод термина с английского языка (butterfly valve – дисковый затвор/заслонка), в связи с чем возникают следующие проблемы: • неполные результаты поиска тендеров в ЕИС для поставщика; • противоречивый расчет НМЦК заказчика; • отклонение предложения поставщика. Единая информационная система (ЕИС) 1.2 Классификация В соответствии с рекомендациями ГОСТ 24856-2014 (Приложение Б) по формированию наименований трубопроводной арматуры стандартизированное наименование арматуры должно иметь следующий вид: Тип арматуры: задвижка, клапан, кран, затвор дисковый и др. Вид арматуры: запорная, предохранительная, регулирующая, обратная и др. Конструктивная разновидность: • по конструкции корпуса (например, проходная, угловая, трехходовая, многоходовая и др.); • по способу уплотнения штока (сильфонная, сальниковая и др.); • по способу управления (например, с электроприводом, с пневмоприводом); • по способу действия (например, отсечная, нормально-закрытая (НЗ), нормально-открытая (НО); • по конструкции запирающего или регулирующего элемента; • по присоединению к трубопроводу (фланцевая, под приварку, муфтовая и др.); • по материалу корпуса (стальная, чугунная, латунная и др.) и др. При описании объекта закупки эти рекомендации не используются, в связи с чем возникают следующие проблемы: • неправильная идентификация кода ОКПД2; • противоречивый расчет НМЦК; • неполные результаты поиска тендеров в ЕИС для поставщика; • отклонение предложения поставщика. Сбербанк – автоматизированная система торгов Единая информационная система (ЕИС) 2. Наименования или обозначения характеристик Для описания качественных, технических, эксплуатационных и функциональных характеристик арматуры может применяться ГОСТ Р 53674‑2009 «Арматура трубопроводная. Номенклатура показателей. Опросные листы для проектирования и заказа», который содержит основные требования к основным видам и типам арматуры, в том числе к их наименованиям и обозначениям характеристик, а также к их единицам измерений, таким как: • ГОСТ 356-80 Арматура и детали трубопроводов. Давления номинальные, пробные и рабочие. Ряды; • ГОСТ 9544-2015 Арматура трубопроводная. Нормы герметичности затворов; • ГОСТ 26349-84 Соединения трубопроводов и арматуры. Давления номинальные. Ряды; • ГОСТ 28338-89 Соединения трубопроводов и арматуры. Номинальные диаметры. Ряды При описании объекта закупки эти рекомендации не используются, в связи с чем возникают следующие проблемы: • неправильная идентификация кода ОКПД2; • противоречивый расчет НМЦК; • неполные результаты поиска тендеров в ЕИС для поставщика; • отклонение предложения поставщика. Единая информационная система (ЕИС) Единая информационная система (ЕИС) 3. Использование недействующих или отмененных национальных стандартов При описании объекта закупки заказчик указывает недействующие или отмененные национальные стандарты, в связи с чем возникают следующие проблемы: • отклонение предложения поставщика; • несоответствие сертификата продукции объекту закупки при поставке; • появление различий в действующем и отмененном стандартах касательно качества продукции. Основные причины указанных нарушений: • низкий уровень технической грамотности представителей заказчика; • незнание национальных стандартов на объекты закупок; • медленное развитие государственного единого каталога товаров, работ и услуг (КРТУ) и отсутствие сторонних сервисов по шаблонному описанию объектов закупок; • отсутствие сервиса по проверке статуса национального стандарта (действует/не действует). Вывод Невыполнение требований п. 1 ч. 10 ст. 4 223 ФЗ и п. 2 ч. 1 ст. 33 44 ФЗ к описанию объектов закупки в части их наименований, обозначений и основных характеристик приводит к: • неправильной идентификации продукции по ОКПД2, что сказывается на качестве поиска закупочных процедур со стороны поставщика; • противоречивому и ошибочному расчету НМЦК из-за неправильного или неполного наименования объекта закупки; • отмене закупочной процедуры из-за неправильного или неполного описания объекта закупки; • отклонению предложений поставщиков из-за несоответствия их предложений в результате некорректного описания объекта закупки; • невозможности прохождения входного контроля заказчиком при поставке продукции из-за несоответствия продукции и объекта закупки в части наименования и характеристик. Основные причины невыполнения требований: • низкий уровень технической грамотности представителей заказчика; • медленное развитие государственного единого каталога товаров, работ и услуг (КРТУ); • отсутствие государственного автоматизированного сервиса по подбору национальных стандартов на объекты закупок; • отсутствие государственного автоматизированного сервиса по шаблонному описанию объектов закупок по национальным стандартам. Предложения В связи с медленным развитием и неудовлетворяющим потребностей заказчика состоянием государственного единого каталога товаров, работ и услуг (КРТУ) и из-за отсутствия в нем продукции по машинам и оборудованию предлагается в качестве альтернативы использовать коммерческий портал «ИНТЕПРОМ», который позволит закрыть потребности в описании объектов закупок в соответствии с требованиями п. 1 ч. 10 ст.4 223 ФЗ и п. 2 ч. 1 ст. 33 44 ФЗ. В настоящий момент в «ИНТЕПРОМ» реализованы следующие сервисы: • автоматизированный подбор национальных стандартов на объекты закупок; • автоматизированный сервис по формированию шаблонного описания объектов закупок по национальным стандартам. Размещено в номере: «Вестник арматуростроителя», № 6 (48) 2018
|
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ] |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |